У КОСМОСА ТВОРЧЕСТВА НЕТ ГОРИЗОНТА

У КОСМОСА ТВОРЧЕСТВА НЕТ ГОРИЗОНТА

Впервые в Музее изобразительных искусств имени Врубеля развернута выставка абстрактного искусства Омска конца 20 -начала 21 века

Выставка названа ее создателями с глубоким внутренним подтекстом — «Без линии горизонта…» -ведь абстрактное пространство ирреально и не подчинено законам линейно выстроенного мира, линия горизонта в нем просто отсутствует. Экспозиция живописных и графических работ омских абстракционистов замечательно собрана и точно размещена ее создателями — молодыми искусствоведами-музейщиками Натальей Муратовой и Светланой Черноок. Кураторы выставки ушли от навязывания зрителям собственных художественных предпочтений, лишь профессионально добросовестно систематизировали историю возникновения абстрактного искусства на омской почве, персонифицировали его, наглядно представили пути и особенности его развития. Это, без сомнений, выставка-исследование, выставка-размышление.

Экспозиция логически и пространственно отражает три периода омского абстракционизма. Романтические восьмидесятые представлены талантливой графикой Николая Третьякова и работами художников Экспериментального художественного объединения («ЭХО»), молодежных объединений «Башня», «Крест», «Алеф». Картины, листы этих мастеров стали признанной классикой абстракционизма. Девяностые годы принесли дух экспериментаторства и индивидуализма, работы художников нередко носят синтетический характер. Начало же нынешнего века обнаружило тяготение абстракционистов к интерьерной картине, к прикладной роли своих творений.

Абстрактное искусство, как, впрочем, любое искусство, революционно разрушающее принятые каноны, никак не назовешь популярным в широких массах. Так называемое нонфигуральное, беспредметное искусство действительно малопонятно для непросвещенного зрителя. Оно больше рассчитано на развитое художественное воображение, чуткое внутреннее состояние человека, если хотите, духовный резонанс с художником. А это, согласитесь, требует определенной подготовки. Поэтому выставка, кроме эстетической функции, несет в себе еще и просветительскую. Светлана Черноок показала мне листочки с анкетами для посетителей, подготовленный в помощь зрителю краткий терминологический словарь — своеобразный мостик, который позволяет наладить обратную связь с пришедшими на выставку. Кроме того, искусствоведы во время знакомства посетителей с выставкой ведут не обычную экскурсию, а экскурсию-диалог. Конечно, студенты худграфа или ученики художественных школ многое в состоянии оценить и самостоятельно. Остальные зрители не стесняются вступать в разговор, порой даже спор об абстрактном искусстве. И результаты таких бесед оказываются взаимополезными как для зрителей, так и для специалистов. Рассказывать о подобной экспозиции на газетной полосе — занятие во многом бессмысленное. Здесь действительно надо идти и смотреть. Потому что картины для того и пишутся, чтобы их рассматривали во всех деталях. Только в прямом контакте зрителя и полотна рождается или не рождает понимание того, что хотел сказать художник. Но, замечу, у посетителей выставки есть дополнительная возможность найти эмоциональный отклик на работы. Создатели экспозиции подготовили прекрасные стенды, где представлены не только портреты художников, но и биографические справки о них. И самое главное, высказывания авторов о предмете своего ремесла. Читать эти размышления (часто прямо-таки афоризмы!) интересно и полезно: в них находишь ключ ко многим работам и к самому абстрактному искусству.

Как не согласиться, например, с мыслью художника Владимира Еременко: «Холст с рамой — это не зеркало, где отражается окружающий мир. Это свой мир, со своими законами, драмами, интригами, трагедиями и примирениями, где главные герои — это краски, их гармония или диссонанс…» Надо только открыть для себя этот особый мир, лишенный линии горизонта.

На снимках: один из авторов проекта Светлана Черноок у полотна А. Гончарука из серии «Эмансипация стиля».