Наши пограничники задержали очередной автобус с жителями Средней Азии, которые пытались проехать на территорию России, чтобы найти здесь работу.
— По-человечески мне жаль этих людей, — говорит начальник отдельного контрольно-пропускного пункта «Омск» Сергей Логвинов. — Они очень устали. От родного города Худжанда до Омска люди добирались семь суток. В сорокаместном автобусе было 76 пассажиров, в том числе дети.
На территорию России таджиков все же не пропустили. Из всех необходимых документов у азиатов были только паспорта. По закону положено объявлять цель своего визита и подтверждать ее документально. Незаконные мигранты, коих на границе весной всегда очень много, говорят, что едут работать, даже называют конкретные города, куда держат путь. Но в Россию их никто не приглашал, рабочих мест для них не приготовлено. По опыту последних лет ясно, что в лучшем случае половина из них сможет найти какую-то работу, как правило, тяжелую и низкооплачиваемую. Остальным придется воровать и побираться, чтобы прокормиться.
Сказать, что люди едут наобум, тоже нельзя. Во всяком случае, у этой группы таджиков даже памятка из миграционной службы имелась. В ней конкретно перечислены все необходимые для трудоустройства документы, в том числе грамотно составленный трудовой договор и полный на бор медицинских справок. Но люди надеются на то, что им удастся проскочить. Некоторые из них отрываются от группы, пытаются въехать в Россию на электричках.
— Поток выходцев из Средней Азии достигает максимума к середине июня, когда к нам чуть ли не ежедневно прибывает такой автобус, — говорит Сергей Логвинов. — И все приходится отправлять назад. Нынешних гостей мы тщательно проверили, оружия, наркотиков, других запрещенных к ввозу предметов не обнаружили. Поэтому людей просто вернули на территорию Казахстана. Не факт, что они вернутся в родной город. Вероятнее всего, попытаются проскочить через границу на другом участке.
Федеральное законодательство позволяет трудоустройство иностранных граждан на территории России. Но каждый регион имеет свою квоту. В Омске это полторы тысячи мест. Реально выходцев из Азии, выполняющих черную работу, гораздо больше. Часть из них вычисляют и депортируют, других обманывают работодатели — отправляют без оплаты. Но, видимо, в Средней Азии совсем уж плохо живется, что люди едут в Россию и готовы на любые условия труда.
— Я все могу, — заявил на чистом русском один джигит из задержанного автобуса. — Но хотел бы работать хирургом.