Что это? Плата за дар? Или обычная издевка судьбы, которая ради смеха дарит белые перья вороне? Омская фотохудожница Зинаида Полякова как раз из породы белых ворон.
Удары и насмешки судьбы терпит с детства. В шесть лет ее затягивало под лед Омки; в девятнадцать, катаясь на лыжах, сломала шейку бедра, в результате — восемь месяцев на больничной койке. После двадцати пяти игра со смертью и неудачами стала столь частой, что вошла в привычку. В семье Зинаиды было шестеро детей. Малозарплатные родители такую ораву тянули с большим трудом.
Зинаида в семье была старшей. Скудность жизни обычно делает людей приземленными прагматиками, а в ней воспитала возвышенную, тонко чувствующую душу. Любовь к стихам, прогулки по рощицам — Поляковы жили отшельниками в двух-трех километрах за окраиной города — способствовали развитию мечтательной натуры.
С первой попытки поступила в политехнический. Биология ей была ближе, но в школе она лучше успевала по математическим предметам, поэтому выбор пал на технический вуз. Из нее получился неплохой инженер. Не ладилось только в личной жизни — повышенная эмоциональная чувствительность мешала заводить романы, поскольку они, едва начавшись, казались девушке недостаточно идеальными, высокими по чистоте отношений.
Зинаида увлеклась путешествиями, полюбила горы. При экономном образе жизни невысокая зарплата инженера позволяла ей ездить на Урал, Алтай, Памир, Тянь-Шань. При возвращении в Омск угнетала мысль, что на память почти ничего не остается. Пробовала делать зарисовки, но поняла — не её. Тогда решила заняться фотографией.
Щелкать фотоаппаратом впервые начала в 25 лет, а через два года получила диплом за работу в цикле «Дерево» на международном фотоконкурсе «Ассофото-80». Девяностые коренным образом изменили ее существование. Пережила два сокращения. Заменяла собой в черных списках ту или иную детную маму, для которой потеря привычной работы была трагедией. Сдавала в аренду свою однокомнатку, уезжала в горы или таежную деревушку. Деньги большей частью тратились на проезд и фотоматериалы.
Она снимала застывший горный водопад. Напор воды, текущей подо льдом по горным склонам, выбивал из ледяного панциря очередной кусок льда, и тот с грохотом летел вниз. Ефим Дюба, 40 лет не покидавший свою таежную заимку, с детства не переносит людей, но ей единственной открылся в рассказе о своей жизни. Романтики в ней ничтожно мало. Мужик существует на уровне примитивного животного выживания. Но люди для него страшнее, чем голод, холод и звери. Она видела, как в Иркутской области вымирают тофалары, в прошлом -гордые горцы, имевшие свое государство. Теперь от него осталась одна деревня из полутысячи спивающихся крестьян и охотников.
В последние годы Зинаида Викторовна далеко не ездит, билеты подорожали. Ее вотчина — Тарский район. Все мирское для нее осталось за рамкой видоискателя. Полякова, поменяв горы на таежные поляны, увлеклась фотосъемкой самого красивого в сибирской природе — цветов и бабочек. Хороший снимок получается лишь при том условии, что бабочка фотографируется в упор — с максимально близкого расстояния, поэтому чуть-чуть дрогнула рука или колыхнулись крылышки лесной красавицы — и снимок смазан. Фотомастеру для поимки редкого кадра даются лишь доли секунды. И этот миг надо выждать, схватить, поймать, не упустить. Часы и дни проходят в засаде. Здесь много зависит от слепой удачи и случайности.
В фототеке художницы несколько тысяч слайдов и негативов. Ей присылают заказы из Москвы, Санкт-Петербурга. И дурят провинциалку! Могут перенести под предлогом знакомства с фотоматериалами коллекцию слайдов в память компьютера и с ухмылкой заявить:
— А вы на нас в суд подайте. Свой художественный потенциал Зинаида Полякова реализует в фотовыставках.
— Я испытала много счастья, — художница не скромничает в оценке своих чувств. — Лучшие мои месяцы: май, июнь и июль, когда все вокруг цветет. Случается, я за один день черпаю больше радости, чем за девять нелюбимых месяцев. Встречаешь такое скопление красоты, что рука сама без Конца взводит затвор аппарата. Ты забываешь, что нет денег на еду, что их тем более не хватит на фотопечать всей этой красотищи.