«БЫТОВУХА». НЕ БЫЛО БЫ ПОЗДНО…

По реке плывет... Впрочем, что там только не плавает! И каких сил стоит качественно очистить речную воду, из которой мы с вами варим борщи и компоты, нелегко даже представить

Пожалуй, обо всех тонкостях этого огромного и затратного производства знают лишь в МУП «Водоканал», который всем этим и занимается. А хотелось бы, чтобы знали все. Почему? Судите сами…

Пять ступеней очистки проходит вода, чтобы попасть в наши краны. И три — когда очищаются канализационные стоки. Это замкнутый цикл: чем лучше очистишь воду на выходе в речку — тем чище она на входе в водозабор. Правда, уже другого города — ниже по течению… К сожалению, многие из нас настолько привыкли к тому, что некий абстрактный «кто-то» всегда вычистит беспечно забитый мусором канализационный коллектор. Можно подумать, что этому «кому-то» очень приятно вылавливать из нечистот обломки стульев, автомобильные рамы, дохлых животных…

Слишком уж приелось нам то, что из кранов всегда течет чистая питьевая вода. А насколько мы сами мешаем ей стать такой чистой — тому масса примеров.

— Это просто катастрофа. Особенно там, где канализационные коллекторы проходят в зоне частного сектора или дачной застройки, — рассказывает главный технолог «Водоканала» Валерий Сергеевич Шевченко. — Стало прямо дурной традицией использовать коллекторы в качестве помоек и свалок… Конечно, удобно: выволок из дома старый хлам, далеко тащить лень — сдвинул крышку с люка и весь мусор туда. А если крышку эту уже кто-то украл — так и еще лучше!.. Сдохла собака — зачем стараться яму копать? В люк ее!

А потом все это безобразие приплывает к нам, на решетки очистных сооружений. Представляете, даже диваны старые приплывали! И все эти «умельцы» совершенно не думают о том, что на очистных сооружениях работают живые люди, которым приходится все это выгребать и отскребать. Совершенно не думают о том, что приходится увеличивать интенсивность очистки стоков, использовать больше различных реагентов, в том числе и хлора, переизбыток которого вреден для всей речной живности… Получается, что они вообще ни о чем не думают!

Да уж… А если в результате всего этого коллектор еще и засорится — это настоящий кошмар. Мало того, что чистить его приходится долго, работая в аварийном режиме. Так ведь еще все эти застоявшиеся неочищенные стоки начинают гнить, бродить и, поднимаясь в трубе выше своего обычного уровня, попадают в почву. А это — прямой путь для распространения всяких инфекций, которые быстро разносятся подзем-лей грунтовыми водами. И, между прочим, попадают в колодцы тех же дачников и жителей частного сектора. Ну о чем же действительно народ думает?!

Кстати, мы не просто бываем ленивы и безалаберны. Мы еще и безграмотны! Поскольку нередко случается так, что когда сотрудники «Водоканала», а то и милиции ловят за руку тех, кто кидает мусор в коллектор, «диверсанты» недоуменно отвечают:

— А что тут такого особенного? Труба здоровенная, двухметрового диаметра. Всё спокойно в Иртыш уплывет…

Не уплывет! Это в Древнем Риме уплывало, где подземные ручьи смывали нечистоты в огромный коллектор — «клоаку максиму», — и все это попадало в реку безо всякой очистки. А в нашем цивилизованном мире всё стекается в очистные сооружения. Только вот многие люди у нас по-прежнему нецивилизованные и неграмотные… Между прочим, именно на этом попадаются многие преступники. Не секрет, что убийцы часто спускают тела своих жертв в канализационные люки. Но сколько бы жертв преступлений (выражаясь языком специалистов, «фрагментов») ни приплывало за эти годы на омские очистные сооружения — тут же совместно с милицией и прокуратурой активно включались в расследование и специалисты «Водоканала». С точностью вычисляли, откуда все это приплыло, по какой из сетей, где искать возможные улики… Впрочем, это уже повод для написания криминальной статьи. А мы сейчас все больше о земном, точнее, о подземном рассуждаем.

Помимо частного сектора, заботы «Водоканалу» прибавляют и жители многоквартирных домов. Они приобщились к благам цивилизации, а вот пользоваться ими далеко не все научились. Смешно и грустно, но иной раз хоть памятки пиши: «Не выливайте позавчерашний борщ в раковину — она быстро забьется!», «Не бросайте в унитаз прокладки и «резиновые изделия номер два» — для этого существует мусоропровод!», «Вовремя чините текущие краны — не увеличивайте объем лишних стоков!». Последнее, кстати, очень важно, поскольку около шестидесяти процентов чистой воды, поступающей в город, расходуется населением как питьевая. И чем экономнее ее использовать — тем легче очищать потом сточные воды.

— Каждый, кто пользуется нашими услугами, по-своему влияет на состояние воды в Иртыше, — рассказывает главный технолог. — Но не все это до конца понимают. И очень жаль. Во времена плановой экономики народ жил просто: вода — почти дармовой продукт, стоит копейки. О затратах на очистку, о себестоимости каждого кубометра чистой воды никто не думал. Об отравлении Иртыша, об экологической ситуации — тоже. И, разумеется, о том, что где-то может выйти из строя оборудование, что может сложиться аварийная ситуация и сколько людей будут ее ликвидировать… Но сейчас времена другие. Плановая экономика уступила место рыночной, которая просто обязывает задуматься о том, насколько важно научиться ценить и беречь все, что подарила нам цивилизация. Очень надеюсь, что со временем все мы это осознаем… Вот только не было бы поздно.