Дождались-таки омичи своих «детских». На минувшей неделе филиалы Сбербанка — и в городских районах, и в сельских — начали выплаты задолженностей по ним за 2000 год, а неделей ранее — за 1999-й.
Государство в лице областного правительства с опозданием на 4-5 лет отдает семьям то, что им положено по закону Факт возврата долгов сам по себе положителен, спору нет, — лучше поздно, чем никогда. Но в любом приличном обществе принято в таких случаях как минимум извиняться. У нас же погашение «детских» сопровождалось беспримерной пиар-кампанией. На ТВ и в газетах событие было представлено так, будто не государство одалживало у людей, а оно сделало людям одолжение. В пресс-релизе, разосланном в СМИ, сообщалось, за счет чего удалось досрочно выплатить долги омичам. Слово «досрочно» — явно не опечатка. И не самоирония — в ней областную власть трудно подозревать.
Впрочем, есть некая доля правды в этой патоке, что разлилась по экранам и страницам газет Иона, эта доля, горька. Да, для многих омичей в самом деле возвращение «детских долгов» стало чуть ли не подарком судьбы и почти «настоящим праздником» Потому что, во-первых, не чаяли, что их государство отдаст. Во-вторых, так мы живем, что грошовые эти выплаты во многих семейных бюджетах оказались очень весомой прибавкой. Составляет месячное пособие на ребенка 80 рублей. Умножаем их на 2 года, (1999-2000 гг), получаем 1920. Столько и даже более стоит один рабочий день депутата горсовета или высокопоставленного чиновника гор- и обладминистрации.
В эпопее погашения «детских» наконец-то поставлена точка, заявляет власть не без гордости. Но у получателей может быть на сей счет свое мнение, ведь за этот срок деньги обесценились больше чем вдвое. И возможно, кто-то из омичей подаст судебные иски к областному министерству финансов, что произвело эти выплаты. Добиваясь либо возмещения морального вреда, либо индексации просроченного пособия. Кстати, прецедент в Омске имеется. В прошлом году Светлана Григорьева подала иск по доверенности своей дочери, требуя «внучкины» деньги. По решению суда были выплачены и задолженность за весь период задержки, и индексация в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка РФ.