В октябре прошлого года в одном из солидных магазинов появилась молодая омичка. Она долго приглядывалась к телевизорам и наконец остановила свой выбор на импортной «навороченной» модели с очень большим экраном. Стоила эта «штучка» аж 30 тысяч рублей, поэтому покупательница оформила покупку в рассрочку. Сотрудница магазина поневоле обратила внимание на гражданку: не каждый день у них покупали такие дорогие модели.
Шло время, а заемщица не торопилась рассчитываться с банком. Сотрудники отдела просрочки по платежам много раз отправляли напоминания по адресу, указанному в документах, даже выехали к должнице домой, но им ответили: «Здесь такая не проживает». Тогда директор банковского представительства обратился с заявлением в милицию. Сотрудники уголовного розыска Первомайского РОВД выяснили, что по указанному в кредитных документах адресу живет мать должницы. Оперативникам женщина заявила, что, мол, ничего не видела, ничего не слышала. И вообще, не могла ее безработная дочь оформить кредит на такую дорогую покупку. Когда же наконец заемщицу отыскали, та с негодованием заявила, что оформить покупку в кредит она не имела возможности хотя бы потому, что потеряла паспорт и даже по этому поводу обращалась, как и положено, в органы. И предположила: а вдруг элодеи, нашедшие ее паспорт, мошенническим путем оформили себе кредит?
Заявление об утрате паспорта в милиции действительно имелось. Но когда оперативники сопоставили даты, у них появилась версия: покупательница собственноручно «провернула» хитроумное, как ей представлялось, дело. Видимо, заявлением о «пропаже» паспорта она хотела подготовить себе алиби. Однако просчиталась в сущей мелочи: наверное, по привычке поставила в кредитном договоре свою обычную подпись.
Старший помощник прокурора Советского округа Галина Гнеденко уголовное дело по статье «Мошенничество» возбудила в отношении пока неизвестной гражданки. Ее личность подтвердят после того, как будет готово заключение почерковедческой экспертизы. Тогда же предъявят обвинение. А пока заемщица избегает встреч с сотрудниками правоохранительных органов. Наверняка поняла, что запахло уголовной ответственностью.
Я позвонила в упомянутый банк, чтобы узнать, есть ли у этого финансового учреждения возможность каким-то образом застраховаться от мошенников. Однако от комментария здесь отказались, ограничились следующим высказыванием: «Среди наших клиентов есть и добросовестные заемщики, и должники. Как видите, не обходится и без эксцессов. «Все сразу и бесплатно» — жизненная позиция многих людей. Очень жаль, что некоторые из них становятся нашими клиентами».
Однако один из сотрудников другого солидного омского банка, пожелавший остаться неизвестным, объяснил, что кредитные схемы в финансовых учреждениях весьма разные. Если в банке работает служба безопасности, ее сотрудники проверяют «досье» каждого из заемщиков до выдачи кредита. Неблагонадежным в услуге попросту отказывают. Кроме того, заемщик обязан представить поручителей и иметь стабильный доход. В таких банках и процентная ставка ниже. А вот финансовые учреждения, практикующие быстрое оформление кредитов, заранее страхуют себя от мошенников высокой процентной ставкой. По сути, это плата за риск. А долги обманщиков покроются за счет платежей добросовестных клиентов.
Подобное уголовное дело возбуждено в Советской прокуратуре впервые. Однако есть все основания предполагать, что последним оно не будет — как в этом округе, так и во всем городе. Слишком привлекательна данная сфера для аферистов всех мастей.