Для молодых актрис ТЮЗа Ирины Коломиец и Олеси Ериковой роль в спектакле «Зверь» стала первой самостоятельной работой. Но заботиться о том, чтобы подчеркнуть гримом свою природную красоту, девушкам не пришлась.
Их героиня (Ира и Олеся играют ее «в очередь», как принято говорить в театре) вместе с Матерью и Отцом живет на опустошенной катастрофой планете, не помня ничего, что было раньше. Они, что называется, первые люди новой, только зарождающейся цивилизации. Какая уж тут забота о красоте! Художник Олег Петров придумал странных существ, на головах которых нет ни одного волоска, а тело покрыто бесформенными пятнами. И только у Зверя (Никита Пивоваров) есть роскошная шерсть. Никита признается, что играть в такой шкуре очень трудно, несмотря на то, что все движения выверены для удобства перемещения по сцене и продуманы с учетом особенностей его мохнатого «костюма».
ЛЫСИНА
Примерно за полтора часа до спектакля актеры по одному начинают приходить в уютную комнатку гримера Татьяны Монастырной, которая помогает им надевать парик, имитирующий лысую голову. Процедура эта, надо сказать, не из приятных. Резиновая «лысина» — вещь очень хрупкая, и малейшим неловким движением можно ее порвать. Особенно тяжело приходится Олесе. У нее длинные волосы, и их нужно так уложить под париком, чтобы голова не оказалась слишком большой и имела бы естественную форму — без комков и вмятин.
В нашем городе такие парики не делают. Поэтому ТЮЗ специально заказывает их на Мосфильме, отсылая туда индивидуальные размеры каждого актера. Мосфильм — это огромный концерн, где существует свой собственный мини-завод по изготовлению разных пластичных изделий. Говорят, там можно найти болванки всех знаменитых актеров!
Чтобы «лысина» хорошо держалась, ее края приклеивают на специальный клей прямо к коже. Актеры двигаются очень активно, и кромка парика на протяжении спектакля часто отходит. Поэтому тех, кто постоянно находится на сцене и не может подняться в гримерку, Татьяна Монастырная собственноручно вооружает маленьким пузырьком с клеем, и им самим приходится следить за своей «прической».
НЕЛЕГКО
Снимать такую «красоту» еще труднее и болезненнее, чем надевать. Когда грядет очередной «Зверь», актеры знают: сегодня вечером у них будет море «непередаваемых ощущений». Сдирать с живой кожи приклеенную резину не так уж весело. Что ни говори, искусство иногда бывает жестоким. Конечно, такой парик можно сделать и другим способом — с помощью специальной театральной сетки, которая называется газ-сито. Ее и хранить проще, да и по крепости она, пропитанная латексом, превосходит резину. Но тогда естественной «лысины» не получится. Это будет, скорее, пародия на лысую голову. В комедиях вроде «Пикового валета» это приемлемо. Но «Зверь» — спектакль более чем серьезный, поэтому все должно быть натурально.
Имея в виду свое внешнее перевоплощение, Ира Коломиец не переставала волноваться на репетициях, вновь и вновь спрашивая: «Это не слишком безобразно?»
Увидев такие необычные образы, петербуржец Игорь Качаев, работающий с омскими актерами над сценическим движением, решил, что и двигаться они должны не так, как современные люди. Около месяца Игорь обучал их соответствующей пластике. В итоге весь спектакль актеры ходят на полусогнутых ногах, а эта задача не из легких. Незапланированные шаги здесь просто недопустимы. Специфические, хотя и несложные, с точки зрения техники, декорации делают импровизацию в «Звере» опасной, и любое неосторожное движение вполне способно привести к травме.
Новый спектакль в ТЮЗе играют два разных состава. Так что, по сути, получилась не одна, а целых две премьеры. А за фантастическим сюжетом, развивающимся по всем законам антиутопии, вполне отчетливо просматривается современность. И художественная выдумка предлагает очень серьезную тему: качество будущего напрямую зависит от настоящего. Все начинается сначала, чтобы дать человеку еще один шанс. Итак, на опустошенной катаклизмом планете не осталось никого. Почти никого…
Фото из архива ТЮЗа