Баснословную сумму в две тысячи долларов Надежда Корюхова заработала на российско-американском конкурсе преподавателей английского языка.
Дошла до полуфинала, за что получила соответствующий сертификат и денежное поощрение. В родной школе в селе Мартюшево от таких денег долго не могли прийти в себя от удивления, а потом от восторга. Еще бы! Обычная общеобразовательная школа в омской глубинке, где, несмотря на все богатство природы, население лишь беднеет. И беднеет не только в материальном плане, но и в духовном: сельчане, не имея возможности реализовать себя, заработать на достойную жизнь, постепенно опускают руки и спиваются. Школа, где на простую бумагу и электрические лампочки нет свободных денег; где работе в Интернет школьники обучаются лишь на уровне заучивания. Зазубривают алгоритм действия, как когда-то их прадеды заучивали молитвы, и даже сдают зачеты, не имея представления о том, как выглядит, например, сайт.
Вот в такой школе на деньги, выигранные талантливой учительницей английского языка, приобрели ксерокс и музыкальный центр. Это в первый раз, потому что на следующий год Надежда Ивановна снова дерзнула и подала заявку на конкурс. И выиграла грант еще раз. На эти две тысячи долларов школа осовременилась компьютером, принтером и модемом. Укомплектовались «мартюши», как называют сельчан жители соседних деревень, от и до. Можно было бы надеяться и на дальнейшее развитие материально-технической базы школы усилиями единственной учительницы английского языка, если бы не приглашение в США. Надежду Корюхову отобрали в тридцатку лучших для участия в семинаре в Америке. А это финал, самая вершина пьедестала.
МЕЧТА
Всю жизнь Надежда Ивановна вынуждена была мириться с абсурдной ситуацией: преподаватель иностранного языка не имеет возможности услышать этот язык в оригинале. Не на шипящих кассетах и в стандартном наборе фраз по телевизору, а из живых уст. С интонацией, настроением. Это подстегивало в конкурсной борьбе. А на участие в конкурсе Надежду Ивановну подбила коллега из Тарской гимназии. Мол, хватит на печке сидеть, пора заявить о своем таланте. А о незаурядности Корюховой говорит хотя бы то, что многие ее ученики поступают на факультеты иностранных языков в российские вузы.
Сама она в сибирской глубинке оказалась в результате распределения. Как направили сюда двадцать два года назад, так и стала обучать сельских ребятишек языковым премудростям. Здесь и свои красавицы родились — две дочери. Им английский старалась не навязывать, но исподволь готовила базу. Для этого и настоящего англичанина пригласила на два месяца в семью. Около семи лет назад в Тарский район приехал Джон Батлер — для поиска родовых корней. До революции семья его матери владела дачей в селе Баженово, но в смутные времена всем пришлось уехать за границу. С самого детства Джону рассказывали о России, о Сибири. Образ дачи, окруженной тайгой, так и стоял перед глазами. Всю жизнь мать мечтала еще хоть раз побывать в родных краях, а перед смертью завещала это сделать Джону. И он никогда не забывал о России, даже женился на русской учительнице музыки, но в Сибирь смог выбраться только на пенсии. Два месяца прожил шестидесятилетний англичанин в семье Корюховых. Дачу в Баженове так и не нашел: ничего от нее не осталось. За эти месяцы активно помогал гостеприимным хозяевам управляться по хозяйству. Бывшему фермеру очень нравилось доить корову, копать картошку и просто возиться на огороде. К тому же, иностранный гость помог окунуться в другую языковую среду. Живое общение на английском языке стало уникальным опытом как для девочек Надежды Ивановны, так и для нее самой. Заветная мечта — побывать в англоязычной стране — стала немного ближе.
СТАЖИРОВКА
Конкурс преподавателей английского языка и страноведения США организован и финансируется американской стороной. Иностранцы заинтересованы в том, чтобы в России представление об Америке было как можно ближе к действительности. В заявке на конкурс они ждут от участников грамотного рассказа о методических наработках и биографические данные. Естественно, что все на английском языке. Надежда Корюхова заполнила необходимые документы и отправила их в Новосибирск для прохождения первого этапа. Вскоре пришло приглашение на собеседование. В 2002 году Омск был представлен тремя конкурсантами, в 2003-м за победу боролось уже четверо омичей. Если в первый раз жительница Тарского района больше заработала для школы: две тысячи долларов на оборудование и двести долларов на методическую литературу, то 2003 год стал годом сбывшейся мечты. Тридцатиминутное собеседование убедило принимающую сторону, что Надежда Ивановна достойна поездки в Америку.
— Я очень волновалась, — вспоминает Надежда Корюхова. — Но в комиссии оказались настолько квалифицированные специалисты, что я забыла обо всех своих страхах после первых же минут беседы. Мною действительно интересовались, и я просто рассказывала о себе. Задали ситуацию: мать ученика высказывается, что ее сын английский терпеть не может. Как поступить? Я ответила, что начала бы с себя. Проанализировала бы: что я, как педагог, делаю не так, где допускаю главную ошибку…
АМЕРИКА
Тридцать россиян было отобрано в результате конкурса для поездки в Америку. Среди них единственная омичка — Надежда Корюхова. Об уровне отбора говорит хотя бы тот факт, что среди тридцати счастливцев оказалась и Кузеванова, автор учебника по английскому языку. В столь солидной компании предстояло провести нашей землячке целых восемь недель вдали от родины. Американское 1юсольство в России, Нью-Йорк, Вашингтон — все было как сон. С первых же дней психику гостей Америки стали готовить к культурному шоку. Специалисты предупреждали, что первое впечатление ~ восторг — очень скоро сменится апатией Что, несмотря на все успехи в английском, первое время будет казаться, что вокруг звучит совсем другой язык. Когда же сознание придет в норму, придется собираться домой. А там новый шок: возвращение к разбитому корыту — российской необустроенности — будет раздражать на каждом шагу. Сбывшаяся мечта может обернуться нервным расстройством…
После психологической подготовки российская делегация оказалась в парке аттракционов. Взрослые люди удивлялись как дети и не менее живо радовались настоящему празднику, который сменился рабочими буднями. С девяти утра до шести вечера в южнокоролинском университете, штат Колумбия, россияне трудились на занятиях. Плюс домашние задания: послушать вечером передачу по радио и написать на нее рецензию или посмотреть фильм и высказать свое мнение. К занятиям готовились допоздна, особенно когда пришло время зачетов. Один из них — дать открытый урок с участием американских учащихся.
ЛЮДИ
Суббота и воскресенье были насыщены экскурсиями. Россияне встречались с местным населением: учителями, верующими разных конфессий и даже заключенными. Вопреки бытующему в России представлению об американцах как об очень ограниченных людях, Надежда Ивановна убедилась в поразительной схожести их с нами.
хотя бы тот факт, что среди тридцати счастливцев оказалась и Кузеванова, автор учебника по английскому языку. В столь солидной компании предстояло провести нашей землячке целых восемь недель вдали от родины. Американское посольство в России, Нью-Йорк, Вашингтон — все было как сон. С первых же дней психику гостей Америки стали готовить к культурному шоку. Специалисты предупреждали, что первое впечатление — восторг — очень скоро сменится апатией. Что, несмотря на все успехи в английском, первое время будет казаться, что вокруг звучит совсем другой язык. Когда же сознание придет в норму, придется собираться домой. А там новый шок: возвращение к разбитому корыту — российской необустроенности — будет раздражать на каждом шагу. Сбывшаяся мечта может обернуться нервным расстройством…
После психологической подготовки российская делегация оказалась в парке аттракционов. Взрослые люди удивлялись как дети и не менее живо радовались настоящему празднику, который сменился рабочими буднями. С девяти утра до шести вечера в южнокоролинском университете, штат Колумбия, россияне трудились на занятиях. Плюс домашние задания: послушать вечером передачу по радио и написать на нее рецензию или посмотреть фильм и высказать свое мнение. К занятиям готовились допоздна, особенно когда пришло время зачетов. Один из них — дать открытый урок с участием американских учащихся.
ЛЮДИ
Суббота и воскресенье были насыщены экскурсиями. Россияне встречались с местным населением: учителями, верующими разных конфессий и даже заключенными. Вопреки бытующему в России представлению об американцах как об очень ограниченных людях, Надежда Ивановна убедилась в поразительной схожести их с нами. Главное отличие в том, что американцы берут у нас лучшее, а мы почему-то от них самое плохое. Американцы всегда готовы прийти на помощь. Стоит лишь показаться с картой на улице, как сразу подходят люди и интересуются, чем могут помочь. В метро очень подробно рассказывают о местных маршрутах. И даже когда случилась та самая авария на Восточном побережье — отключили электричество на долгое время и делегация застряла в аэропорту на пять часов — из пассажиров заявились добровольцы, желающие помочь администрации аэропорта: разместить пассажиров, раздать буклеты с информацией. Очень спокойно и вежливо, без криков и суеты.
— Меня поразили лица людей, — оживляется Надежда Ивановна. — Добрые, открытые. В парках часто встречали многодетных матерей. У нас любая мать — задерганная, замученная женщина. Американки же, окруженные стайками ребятишек, счастливо улыбаются. Они действительно радуются жизни…
А учительница из Мартюшево радуется тому, что из денег, выдаваемых в поездке на личные расходы, удалось накопить на компьютер. Мечта — мечтой, а жизнь — продолжается!