ЗАЧЕМ МЕНЯЕМ ЛЬГОТЫ НА «ЖИВЫЕ» ДЕНЬГИ?

Сегодня Госдума рассмотрит правительственное предложение о замене льгот денежными компенсациями

Но хотя этот законопроект депутатам только предстоит обсудить, вокруг него давно уже идут серьезные дискуссии на телевидении, по радио, в газетах. Разговоры на эту тему нередко возникают и в общественном транспорте, в поликлиниках, в других местах, которые посещают ветераны, инвалиды, участники войны. Люди опасаются: будут ли обеспечены правительством компенсационные выплаты? Равноценны ли они будут льготам? Не собираются ли их обмануть, обещая даже улучшение материального достатка? Будет ли сохранено на деле право льготников на выбор между льготами и «живыми» деньгами?

Мы попросили высказать свое мнение о грядущей реформе системы социальной поддержки россиян тех читателей «Омской правды», которые давно пользуются льготами.

Николай Петрович РОЩИН, ветеран труда, инвалид по зрению:

— Если государство действительно ставит перед собой благородную цель — улучшить жизнь ветеранов, инвалидов, участников войны, то тогда надо подойти к отмене льгот дифференцированно. К примеру, для льготников-селян, особенно проживающих в отдаленных северных районах, нововведение правительства наверняка будет благом. Бесплатным транспортом они не пользуются, скидкой на оплату телефона — редко кто. Медикаменты льготные выписать — проблема, в районную поликлинику надо ехать… А вот компенсируют ли намеченные правительством прибавки к пенсиям мои льготы как ветерана труда и инвалида, я, признаться, сомневаюсь. С отменой бесплатного пользования общественным транспортом я еще могу как-то смириться — мне и 50 рублей в месяц на разъезды хватит. Но боюсь за лекарственную статью. Вот сегодня пошел в аптеку и со скидками набрал лекарств на 300 рублей. Ну а если бы мне пришлось покупать их за полную стоимость? А в течение месяца мне не раз приходится обращаться в аптеку. Выходит, обещанной компенсации мне на одни лекарства и то не хватит?

Если б я был президентом (помните, такие сочинения в школе писали?), то все же прежде чем запускать новый механизм, провел бы эксперимент. В одних регионах отменил бы льготы, например, на лекарства, а в других оставил. Тогда и стало бы ясно, улучшает замена льгот на «живые» деньги условия существования ветеранов и инвалидов или, наоборот, ухудшает.

Николай Алексеевич СПИЖАРСКИЙ, инвалид Великой Отечественной войны, подполковник в отставке:

— Несмотря на то, что правительство взамен льгот предложило инвалидам войны солидную месячную компенсацию — 2000 рублей, — я думаю, она неравнозначна имеющимся у нас льготам. Судите сами. Я с 50-процентной скидкой оплачиваю телефон, получаю компенсацию за неиспользование санаторно-курортной путевки, пользуюсь бесплатными лекарствами (пусть даже выбор ограничен), минимум два раза в день пользуюсь пассажирским транспортом, да еще с пересадками. А на что смогут рассчитывать в случае потери льгот обычные ветераны труда, к которым относится и моя супруга? Им-то компенсация определена в несколько раз меньшая — около 500 рублей?

Удивительное дело: несмотря на то, что проект закона только сегодня будет рассматриваться в Госдуме в первом чтении, а прежде никто из тех, кто пользуется льготами, его не читал и не видел, однако люди рассуждают о новой концепции социальной поддержки населения так, как будто все уже решено и решение это направлено исключительно против нынешних льготников. Хотя президент Путин предупредил правительство, что бюджетные расходы на ветеранов войны в результате очередной социальной реформы должны увеличиться в 20 раз, на инвалидов — в 10 раз. А вице-премьер А. Жуков в выступлении по центральному телевидению всенародно пообещал, что будет учтено право выбора между льготами и «живыми» деньгами — правда, не в 2005 году, а через год, в 2006-м… И все равно в людях сильно недоверие. Отчего? Может, оттого, что многие из предыдущих реформ — к примеру, приватизация, денежная реформа — приводили не к улучшению жизни населения, а к обнищанию работников как основных производственных отраслей, так и бюджетных?

Полагаем, что всем нынешним льготникам, пребывающим в некотором смятении в связи с предстоящими переменами, важно узнать мнение на этот счет губернатора, председателя правительства Омской области Леонида ПОЛЕЖАЕВА:

— Исходя из той неполной информации о законопроекте, которая имеется, у меня такое представление о планах правительства. Государство, несомненно, желает сбросить с себя функцию выплаты льгот россиянам. Но оно не говорит, что отказывается от социальной поддержки бывших льготников. Оно даже оставляет под своей непосредственной опекой несколько их категорий — инвалидов войны и участников войны, Героев страны, представителей некоторых других далеко не самых многочисленных категорий льготников. Всех остальных правительство отдает под опеку регионов. Региональным властям предоставляется право выбора: сохранить статусы льготников со всеми вытекающими последствиями или, сославшись на дефицит средств, остановить предоставление льгот. Я такой выбор сегодня уже сделал. Омская область, независимо от того, какой объем льгот будет передан территории, не откажется от их предоставления. Все, что мы сегодня имеем в плане социальной поддержки населения, сохраним и в дальнейшем. Так что хотелось бы, чтобы люди успокоились и не сомневались: как сегодня в соответствии с законом «О ветеранах» им предоставляются льготы и выплачиваются компенсации, так же они их будут получать и в 2005 году. Не такой уж у наших граждан высокий уровень жизни, чтобы взять и исключить льготы. Как, к примеру, отказать в них инвалиду, ветерану труда, получающему пенсию в 2000-2500 рублей? На что он будет покупать лекарства, одна упаковка которых стоит сегодня не меньше 150-200 рублей? А есть более дорогие и такие, без которых человек и дня не проживет.

Разумеется, перед властями региона встает вопрос: где брать ресурсы на сохранение системы льгот в прежнем объеме, если правительство перестает перечислять федеральную долю на эти цели? Действительно, закрыть эту финансовую брешь из местных источников будет трудно, даже очень трудно, соглашается губернатор. Возможно, придется сократить число инвестиционных проектов, строительных объектов или перенести их ввод в эксплуатацию на другие сроки. Придется ужаться в каких-то других направлениях. В общем, поиск недостающих ресурсов — головная боль для органов территориальной власти. «Если власть нравственная, — считает Леонид Полежаев, — то она не может относиться к судьбам своих жителей формально».

Думаю, после такого комментария губернатора дискуссии вокруг замены льгот компенсациями среди жителей Омской области поутихнут. Если даже в самые тяжелые с экономической точки зрения годы — начало и середина 90-х — в Омской области сохранялся высокий уровень социальной поддержки населения, то уж сегодня областное правительство тем более сможет удержать статус социально благополучного региона. Уже сегодня на выплату различных льгот и пособий почти 900 тысячам жителей области (а это более трети ее населения) уходит 47 процентов средств областной казны.