НЕ ДОБИЛИ СОБУТЫЛЬНИКИ, ТАК МЕДВЕДЬ ЗАДРАЛ

НЕ ДОБИЛИ СОБУТЫЛЬНИКИ, ТАК МЕДВЕДЬ ЗАДРАЛ

Расчленители, археологи и медведи не оставляют без работы судмедэкспертов

— Можете даже в руках подержать. Только осторожно — это историческая ценность! — говорит Петр Семенько и показывает корреспонденту «Вашего ОРЕОЛА» череп, который привезли археологи и еще не успели очистить от глины и скрепить, чтобы с ним могли работать эксперты. А принадлежал он древнему человеку, останки которого недавно были найдены в поселке Береговом при рытье колодца. Уголовное дело по факту гибели, свершившейся больше трех тысяч лет назад, понятно, не возбуждали. Но судебные медики установят возраст, пол, рост и причину смерти далекого предка.

Начальнику Бюро судебно-медицинской экспертизы Семенько и его подчиненным не каждый день приходится заниматься такими историческими находками. Сидеть без работы не дает экспертам преступный мир.

Чтобы скрыть следы преступления, убийцы все чаще сжигают или расчленяют труп. Количество экспертиз по «расчлененке» увеличилось за последнее время в несколько раз. И у судебных медиков нередко нет иного выхода, как прибегнуть к давнему, но верному методу фотосовмещения черепа и лица того человека, кому предположительно этот череп принадлежит. Делают снимок черепа, увеличивают имеющийся снимок лица (часто с какого-нибудь документа) и кропотливо сравнивают два негатива. Заключения экспертов иногда точнее вердиктов близких родственников. Семенько вспоминает такой случай. В обгоревшем трупе, найденном в лесу, женщина опознала без вести пропавшего мужа. Тело похоронили. Однако спустя два года пришлось проводить эксгумацию. Экспертиза установила; был погребен совсем другой человек — зек, сбежавший из колонии. На воле он встретил двух своих бывших сокамерников, которые замочили недавнего «коллегу», а потом попытались сжечь труп. Убийцам в итоге пришлось отвечать за содеянное.

Бывает, после исследований выясняется, что преступления не было. Однажды на скотном дворе одного из северных хозяйств нашей области нашли череп неизвестного мужчины. Увидев внушительное отверстие с кулак величиной, милиционеры предположили: несчастного убили, а потом спрятали труп в навозе. Нашлась и фотография мужчины, который работал на этом скотном дворе и несколько лет назад бесследно исчез. Администрация хозяйства его поисками не утруждалась — мужик был из числа бомжеватых. Судебные медики сразу поняли, что страшная рана нанесена задолго до смерти — расходящиеся от нее трещины заросли. А по краям отверстия обнаружили явные следы хирургического вмешательства. Тогда нашли больницу, где делали операцию, и затребовали оттуда историю болезни. В итоге картина стала ясна, За несколько лет до гибели мужичок попал к врачам с пробитым черепом, сообщив медикам и милиции, что его по пьянке неизвестные собутыльники огрели чем-то тяжелым. После выписки, несмотря на дырку в голове, больной продолжил разгульную жизнь, переезжая из деревни в деревню. В свой последний день незадачливый скотник изрядно употребил — и уснул на рабочем месте. Бульдозерист, делавший в полутьме уборку, не заметил коллегу, столкнув его вместе с навозом в глубокую яму.

В другом похожем случае из практики Семенько виновником гибели человека, скорее всего, стал медведь. Тогда по травмам на голове найденного в тайге трупа милиция тоже поначалу предположила: постарался собутыльник, с которым мужчина выпивал в лесу. Судмедэксперты же определили, что причина смерти не в давней ране на голове, а в глубоких порезах на теле, сделанных когтями какого-то животного. А травму черепа мужчине несколько дней до того нанесли куском трубы собутыльники. Получив первую помощь, пострадавший ушел из больницы, К роковому дню рана сильно загноилась и разболелась. Милиция согласилась с рассказом человека, подозреваемого в убийстве, который утверждал, что во время прогулки с выпивкой по тайге его приятель занемог и устроился полежать на полянке, а собутыльник один отправился в деревню. Именно в эти часы, наверное, на него и набрел медведь.

В поисках истины судебные медики выполняют гору монотонной, нудной работы, часами просиживая над микроскопом в тесной комнатке лаборатории, забитой книгами, документами, черепами и вешдоками.

На снимке: Владимир Семенько с реликвией.