ВОДИТЕЛЬ И ГАИШНИК: ВОЙНА И МИР

ВОДИТЕЛЬ И ГАИШНИК: ВОЙНА И МИР

У водителей и сотрудников ГИБДД взаимных претензий хватает, это факт, и очевидно, что напряжение в отношениях никому не идет на пользу

Как примирить участников дорожного движения и инспекторов дорожно-патрульной службы? С этого начался разговор нашего корреспондента с командиром полка ДПС ГИБДД Омской области подполковником милиции Александром НОВАНОМ.

— Очень просто. Со стороны водителей требуется соблюдение правил дорожного движения. Всего лишь.

— А становятся ли, Александр Викторович, с годами водители более дисциплинированными? О чем говорит ваша статистика?

— Увы. За пять месяцев этого года мы задержали на 34 процента больше водителей в нетрезвом состоянии, чем за тот же период прошлого. Страшные цифры. Ведь, как известно, главной причиной ДТП становятся имен но пьянство за рулем и превышение скорости. Я по долгу службы выезжаю на многие происшествия. Практически ни один день не обходится без человеческих жертв. Знаете, когда видишь на дороге погибшего ребенка, то трудно сдержать эмоции…

— Каждый нарушитель думает, что уж он-то не вляпается. Ну, во всяком случае, не допустит ДТП. А что, строгие санкции водителей не пугают?

— Не такие уж они и строгие. Недавно Госдума рассматривала проект поправок к Кодексу об административных правонарушениях. Предлагалось лишать водительского удостоверения лиц, управляющих транспортным средством в нетрезвом состоянии — без всякой альтернативы в виде штрафа. Сегодня суды лишают прав лишь чуть больше половины таких водителей. Этот закон в Думе не прошел. Да, он жесткий. Но, думаю, для нас такая постановка вопроса актуальна. А возьмите превышение скорости. Если оно допущено на 10 километров, вам грозит штраф 50 рублей. На 20 -40 — 100 рублей. Ну не смешно ли? За езду по городу со скоростью 100 километров в час мы имеем право наказать водителя лишь вот так мягко!

— Нарушители пытаются оспорить действия сотрудников ДПС? Доказывают свою правоту? Мне встречались люди, которые считают гаишников своими смертельными врагами.

— Если человек нарушил правила, скажем, превысил скорость, он же об этом прекрасно знает и чаще всего с нашими сотрудниками не спорит. Встречаются, конечно, отдельные граждане, которые хамят, козыряют какими-то связями. Кстати, у нас сейчас появились приборы для определения скорости с ноутбуком, с видеофиксацией — тут уж не поспоришь. Чаще всего, пожалуй, разногласия возникают в связи с непредоставлением пешеходу преимущества на пешеходном переходе. У водителя какой аргумент: пешеход был далеко, я ему не мешал…

— Честно говоря, и я допускаю иногда такие нарушения. Представьте: гололед, мне тормозить проблематично, а пешему-то человеку остановиться куда легче.

— Во-первых, вам следует снизить скорость перед переходом — так, чтобы (с учетом погодных условий, сцепления с дорогой) остановить автомобиль не составляло «груда. А во-вторых, с малых нарушений все и начинается. Сегодня не пропустили пешехода, находящегося на почтительном расстоянии, завтра проскочили у него перед носом, а послезавтра?.. У нас ведь людей сбивают и на пешеходных переходах, что само по себе вопиюще. Правило есть правило: заступил человек на «зебру» — водитель обязан остановиться и пропустить его. Мы стараемся навести здесь порядок, у переходов выставляем наших сотрудников.

— К пешеходам у вас тоже есть претензии? Ходят на красный свет, пересекают улицу где попало. Помню, еще в советские времена меня поразило, что в Минске пешеходы не нарушают правил, ждут зеленого сигнала светофора, если даже дорога пустынна. Говорят, их там не один год «дрессировали», поголовно штрафовали и в итоге обучили культуре поведения.

— В студенческие годы я был в стройотряде в Магадане. То же самое: высочайшая дисциплина пешеходов. Встречаются и сегодня в России города, где в этом плане порядка больше. Да, мы наказываем пешеходов. Но, мне кажется, не столько эти санкции должны изменить ситуацию. Скорее, воспитание общей культуры. И традиция, складывающаяся в населенном пункте. Если пять человек остановятся у светофора, то шестой вряд ли станет нарушать правила, а, скорее всего, последует их примеру. То же касается и водителей. Если большинство будет уважать пешеходов, то меньшинство, дабы не выглядеть белыми воронами, к ним подтянется.

— Деликатная тема… Взятки. Берут ведь, случается, ваши ребята деньги вместо того, чтобы составлять протокол. Даже пьяным водителям удается откупаться.

— Не давайте! Вот вы лично давали хоть когда-то взятку?

— Боюсь упасть в ваших глазах… Пытался. Неоднократно. Кстати, вопреки распространенному мнению, чаще всего у меня деньги не брали. Может, мне просто везло на честных гаишников?

— А вы знаете, что и вы тем самым совершали преступление?

— А как же! Статья 291 УК РФ — «дача взятки». Санкции до 500 «минималок» или лишение свободы на срок до трех лет. Правда, берущих закон карает еще строже.

— Ну вот видите. Обычная история. Мы сами преступаем закон, а от других ждем его неукоснительного соблюдения. Что вам сказать на эту тему… Мы прекрасно знаем, что явление такое существует. Как убежден я и в том, что абсолютное большинство инспекторов ДПС — люди честные, порядочные и профессиональные. Если кого-то ловим за руку, увольняем из органов. Когда доказательная база позволяет возбудить уголовное дело, то случается и такое, дела уходят в суд, устраивались у нас и показательные процессы — чтобы другим неповадно было. Управление собственной безопасности УВД, специальные службы ГИБДД работают по выявлению подобных фактов. Если кто-то из водителей столкнется с вымогательством взятки, я настоятельно рекомендую обратиться к нам, и мы примем соответствующие меры. J Хотя, как вы сами свидетельствуете, да не инспектор вымогает деньги, а ему &,. их навязывает проштрафившийся | водитель. В милиции были периоды, когда задерживали зарплаты. Сейчас платят вовремя, но получают эти парни, стоящие на улице в любую погоду, по четыре тысячи рублей. Не все смогли преодолеть искушение… А вообще, вот вы как водитель часто ли сталкиваетесь с грубостью со стороны наших сотрудников, с тем, что они, как говорится, вяжутся без причины?

— Я лично — нет, не сталкиваюсь. И вообще, должен сказать, у вас тут большой прогресс. Еще при министре Куликове 10 лет назад (спасибо ему!) вышел приказ не останавливать в городе машины, если водитель не допустил нарушений ПДД. Прежде тормозили просто так, от скуки, что ли — проверить документы, заглянуть под капот на номера агрегатов. Сейчас этого нет. Даже за ремни не останавливают, хотя в правилах пункта об обязательном пристегивании никто не отменял.

— Мы действительно ориентированы на то, чтобы выявлять и предотвращать более серьезные нарушения. И чтобы не мешать, а помогать всем участникам дорожного движения. Уверен, что и у водителей, и у нас — общие задачи. Безопасность дорожного движения. Ведь и вы хотите доехать до дому без ЧП, без аварий, без нервотрепки, и мы вам того же желаем.