КЕМ БЫТЬ?

Молодежь рвется в частный бизнес и не жалует госслужбу

Соцопросы показывают, что в последние годы в обществе резко изменилось восприятие бизнесменов и предпринимателей. В них больше не видят врагов, и все большее число людей считают, что бизнес приносит стране пользу. Особенно позитивно по отношению к нему настроена молодежь. Более 60% старшеклассников, опрошенных в 27 крупных городах страны, хотели бы иметь собственный бизнес или работать в частных компаниях. Этот показатель еще выше среди студентов и выпускников вузов, где работать в частном секторе предпочли бы уже около 75% опрошенных.

На вопрос — «Почему молодежь проникается симпатией к частному бизнесу и пренебрегает бюджетной сферой и государственной службой?» — наверное, может ответить письмо одной из наших читательниц.

Образование я получила хорошее: сначала спецшкола с углубленным изучением английского языка, потом престижный вуз, куда я поступала в начале 90-х на модную специальность «муниципальное и государственное управление». Но работать по специальности сразу не смогла. Распределения у нас уже не было, а самой устроиться без блата и связей оказалось невозможно. Да и сделала я большую глупость — решила устраиваться на работу сама, не пользуясь помощью родителей.

На первых порах мне даже повезло. Устроилась бухгалтером в одну коммерческую фирму, торгующую электроникой, благо, бухучет мы проходили. Приняли нас, двух девчонок, каждая отвечала за свое направление. Зарплата для меня, тогда бывшей студентки, была фантастическая — 7 тысяч рублей.

Но потом я сделала глупость: прогуляла три дня — болела, а больничный не взяла. А на работе, вместо того чтобы повиниться (ведь готовы были простить по первому разу), поругалась с начальством и уволилась «по собственному». Так, проработав всего три месяца, стала безработной.

Работу потом искала полгода. В конце концов устроилась в одну госконтору клерком. Вся работа — справки писать да отчеты составлять. Если бы через год не ушла в декрет, наверное, с ума бы сошла.

Зарплата копеечная, а потому вместо работы все занимаются интригами за доступ к начальству, к кормушке. У начальника официальная зарплата три тысячи рублей, но ездит он на Audi, купил себе вторую квартиру и уже построил трехэтажный дом за городом. Сам взяток не берет. А ему и не надо. Каждое хлебное место в конторе стоит больших денег. Но на этом все только начинается. Если купил место за 10 тысяч, то должен отдавать ему 80% с каждой взятки, а если за 50, то 50% и будешь отдавать. Ну а такие, как я, молодые, бедные, неопытные и непроверенные, сидят на выдаче справок старушкам-пенсионеркам. Впрочем, и на них некоторые у нас умудрялись «на хлеб с маслом и черной икрой» заработать.

С учетом годичного отпуска по уходу за ребенком мои мытарства в этой конторе продолжались четыре года. А плюнула я на все, когда вновь встретилась с той девчонкой, с которой нас вместе в фирму принимали. Она за эти четыре года стала директором магазина, заработала на машину (пусть не Audi, но это ее честный Opel), квартиру (да это не «трешка» в престижном районе города, но комфортабельная двухкомнатная на честно заработанные деньги) и уже не раз съездила за границу, причем не только на пляж в Турцию, но и во Францию, в Италию…

Вот после этой встречи мне вся эта госслужба и осточертела, ну и уговорила я свою знакомую взять меня к себе бухгалтером. Работаю в фирме уже третий год. За это время заработала на машину, чуть подержанную иномарку, поменяли квартиру: продали с мужем доставшуюся от родителей «двушку» и купили с доплатой «трешку» в неплохом районе города. Отдыхать каждый год ездим в Сочи.

Иногда, когда я вспоминаю о своей «работе на государство», мне откровенно жаль своих бывших коллег и даже их начальника. Я могу сказать, что честно заработала себе за три года то, о чем многие из них мечтают всю жизнь, но не могут получить. А те из них, кто все это имеет или имеет даже больше, всю оставшуюся жизнь будут бояться, что однажды попадут в какую-нибудь облаву на «оборотней», и все нажитое ими с помощью взяток и вымогательства у них просто отберут, а сам их их отправят «отдыхать» куда-нибудь на Магадан. Разве мало таких примеров?