Мы уже писали об этой скандальной истории в материале «Черная дыра» («Труд-7» от 26.11.2003). Но тогда еще с трудом верилось, что закончится она уголовным делом, судом и суровым приговором. В материале речь шла о проблемах с ремонтом кооперативных домов в Кировском округе. По правилам, принятым в Омской области, капремонту подлежат дома ЖСК, находящиеся в эксплуатации более 15 лет. Существует специальная областная адресная инвестиционная программа. По ней в конце 2002 года из бюджета были выделены 250 тысяч на приведение в порядок кровли домов № 1 и № 9 по улице Лукашевича. Деньги эти самым загадочным образом исчезли. Но чиновники отнюдь не сразу кинулись их искать и писать заявления в правоохранительные органы. Прежде ремонт злополучных домов был закончен. И разумеется, возникли затруднения при расчете с подрядчиками. Пришлось отдать строителям деньги, выделенные по программе из бюджета уже на 2003 год. Видимо, сделать это оказалось гораздо легче, чем разобраться с пропажей 250 тысяч.
Между тем вычислять и объявлять в розыск гражданина, «позаимствовавшего» денежки, не надо было. Александра Осадчего прекрасно знали в Кировской администраций. Этот солидный мужчина, в возрасте за пятьдесят, возглавлял ассоциацию собственников жилья, цель которой представлять интересы жилищно-строительных кооперативов в государственных учреждениях.
Конечно, председатели кооперативов «Дружба-3» и «Гранит-3», входящих в ассоциацию, Осадчему доверяли. И не увидели ничего странного в предложении, которое он сделал им в ноябре 2002-го. Все уже знали о 250 тысячах, выделенных из бюджета. Но началась зима, по техническим причинам сразу приступить к ремонту было нельзя. Сумму решили зарезервировать. Но как это сделать, если своего счета у ассоциации не имеется? Вот Осадчий и предложил воспользоваться счетом некой фирмы «Нева»», в которой он параллельно являлся директором. Фирма никакого отношения к ЖСК не имела. Но Александр Степанович обещал сохранить сумму до весны. А тем временем присмотреться к рынку предложений, выбрать стройматериалы.
«Добро» на эту затею дали не только сами кооперативы, но и органы власти. Деньги на счет «Невы» поступили, и до весны все о них забыли. А потом начались странности. Осадчий избегал общения с другими персонажами этой истории. Когда им все же удавалось потревожить его, твердил, что всё в порядке. Мол, часть стройматериалов уже закуплена. Позднее и вовсе перестал объясняться. Но подписать гарантийное письмо о возврате денег в августе 2003-го не отказался. Увы, ни председатели кооперативов, ни чиновники возврата денег так и не дождались. Хотя по непонятным причинам терпели очень долго.
По словам старшего помощника прокурора Кировского округа Андрея Мязина, в конце концов в правоохранительные органы обратился замглавы районной администрации. Осадчего обвинили в мошенничестве, и суд вынес приговор: 2 года лишения свободы. Приговор уже вступил в силу.
Но самое интересное в истории даже не то, что некогда уважаемый человек оказался за решеткой. А то, как Осадчий пояснил суду случившееся. Деньги он, мол, не похищал, просто… взял в долг. Существует даже письменный договор займа у «Невы», по которому директор обязуется вернуть фирме эти 250 тысяч до 2010(!) года. Кстати, помимо директора Осадчего, у «Невы» имеются учредители. Не заметить прихода и ухода четверти миллиона они просто не могли. Почему учредители не проверили, что это за сумма, и спустили всё на тормозах — отдельный вопрос.
Осадчий не смог или не захотел рассказать суду, куда потратил деньги, «занятые» им через пару недель после их поступления. Хотя, согласитесь, было бы очень любопытно узнать, что приобрел Александр Степанович на деньги налогоплательщиков.
Заметим, что до суда он вернул какую-то сумму на счет фирмы. Но суд не счел это смягчающим вину обстоятельством Счет «Невы» и бюджет — вещи разные. Потому с Осадчего постановили взыскать все 250 тысяч в пользу Главного управления жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Финал достаточно необычный, поскольку гораздо чаще деньги исчезают в черной дыре под названием «ЖКХ» безвозвратно…