НИЧЕГО подобного нет ни в одном исправительном учреждении России. Воспитанники омской колонии теперь будут питаться в таких же условиях, как и их свободные сверстники в кафе и закусочных.
Капитальный ремонт до неузнаваемости преобразил здание старой постройки, где в послевоенные годы находилась женская колония. Сейчас трудно поверить, что всего четыре месяца назад в этом помещении были унылые крашеные стены, стандартная алюминиевая посуда. Сейчас же все настолько аккуратно и чисто, что такое не в каждой харчевне города попегрсчаешь, не то что в колониях.
Столовую в ее нынешнем виде можно смело приравнять к пунктам общепита мировых стандартов — насюлько она чистенькая, беленькая и ухоженная. В такой и нообедать приятно, и отдохнуть от тяжелого дня. Тем более что во время приема нищи в зале играет расслабляющая музыка, что способствует улучшению пищеварения и хорошему настроению воспитанников.
Открывать столовую приехали начальники всех омских колоний, которые также приложили свои усилия к ремонту помещения. И, вероятно, теперь решили лично убедиться в масштабах проделанной работы.
ТРАПЕЗА
Обед начался как обычно, воспитанников построили шеренгой но четыре человека, и те направились к крыльцу здания столовой. Здесь их встречали начальники колоний, которые выстроились вдоль крыльца, наблюдая за дисциплиной.
По четверо воспитанники проходили в столовую, снимали головные уборы в гардеробе, мыли руки у новеньких керамических раковин, отделанных белой кафельной плиткой, и становились в очередь на раздачу обеда. В это время на столиках уже стояли вазочки с фруктами, а фонтан, тихо журчащий в углу, навевал мысли о приятном. Кому-то о доме, кому-то о будущем.
Усаживаясь за столики, обедающие не обращали ровно никакого внимания ни на многочисленное начальство, ни на журналистов. Они просто ели. Обед состоял из внушительной порции борща, еще большей порции картошки с мясом, яйца, сока и яблока.
И только одно, пожалуй, отличало эту столовую от обычной, не считая, конечно, робы воспитанников — это тишина. Ни одна ложка не брякнула о тарелку, ни один стул не заскрипел. Каждый пообедавший отнес свою тарелку на конвейерный стартер, который доставлял посуду обратно в кухню. Посуда, кстати, в колонии теперь фарфоровая и очень гармонирует с белым интерьером.
А в кухне работают все те же воспитанники — декретированная группа. Они проходят медицинское обследование и получают допуск к кухне. Там они помогают повару готовить пищу. Варит, конечно, сама повариха, но заготовки может делать кто-либо из воспитанников. И так иной раз увлекаются, что им позволяют что-нибудь приготовить самим. Причем, как правило, это блюда, которые они сами придумывают и не боятся представить для всеобщей дегустации. И это бывает очень вкусно и интересно, многие из дежурящих на кухне подают большие надежды и в будущем могут стать поварами.
На стенах столовой висят картины и икебаны, выполненные умельцами из взрослых колоний. Каменный фонтан создает прекрасный горный колорит.
УЧАСТИЕ
Кстати, юные воспитанники и сами приложили руки к созданию всей этой красоты. Ребята оказывали посильную помощь небольшой ремонтной бригаде. Им пришлось освоить профессии штукатура, маляра, плиточника. Причем работали не бесплатно — на счету каждого помощника тем временем скапливалась зарплата. И теперь в любое время они могут потратить заработанное — например, купив мороженое в магазинчике, что расположен на территории колонии. Впрочем, деньги пригодятся и на воле.
Скажем, воспитанник колонии Александр Коновалов, окончивший в этом году 10 класс, мечтает о том, чтобы на день рождения его отпустили на пять суток к родителям в Чкаловский поселок. Саша является редактором-оформителем местной газеты, которая описывает события из жизни отряда. Если что-то происходит, кто-то отличился, постарался, Александр тут как тут, и его задача достойно осветить это дело. Ремонт он считает делом нужным и ответственным, ведь на то оно и лето, чтоб приводить дом в порядок. А для воспитанников, колония и есть второй дом.
Вообще в Морозовке 450 мест, в последнее время здесь содержалось 400 воспитанников, а теперь и вовсе 250. Дело в том, что многих распределили по возрасту, и поэтому сейчас Морозовская колония заполнена практически на половину.
ЗАТРАТЫ
На ремонт и отделку помещений столовой и одного отряда ушло около Миллиона рублей. В этом году также планируется закончить ремонт во всех остальных корпусах колонии. На это потребуется еще 3,5 миллиона.
Жаль только, что из бюджета помощи не поступило, все своими силами и силами омских колоний. Но недаром Морозовская колония является примерной в России. Сюда всегда приезжали и будут приезжать за опытом коллеги из других городов, так что новая столовая не раз окажется в центре внимания гостей. Потому что теперь она в России единственная, соответствующая мировым стандартам-
Даже бывший начальник Морозовской колонии Борис Петрович Шулинин приехал посмотреть, какие условия созданы для воспитанников, которым еще придется жить в обществе свободных людей. И он заметил, что самым «веским звеном» в ремонте является Николай Васильевич Папичев, начальник УИН МЮ Омской области.