О выделении ГУП «Омсктрансмаш» беспроцентной бюджетной ссуды в размере 100 миллионов рублей на погашение долгов предприятия работникам мы сообщали в заметке «Кажется, дадут зарплату», опубликованной 7 июля с.г.
К моменту выхода ее в свет предполагалось, что этот кредит будет предоставлен заводу года на 2, а то и на 3, однако депутаты Законодательного собрания сочли, что заводу по силам вернуть заем гораздо раньше — уже до конца текущего года.
А ежели коллектив с этой задачей не справится, внакладе субъект федерации не останется. Как юридическое лицо Омская область ничем не рискует: кредит выделяется под залог имущества ГУП, которое в случае невозврата перейдет в ее собственность.
Впрочем, министр финансов области Наталья Фролова заверила депутатов ЗС, что окончательного банкротства не случится. Большие надежды региональная власть возлагает на неких инвесторов, имена которых не разглашаются.
Профкому завода тоже ничего о них не известно. В неведении и весь коллектив предприятия, включая финансовые службы его. И настроения тут преобладают отнюдь не столь радужные: в подавляющем большинстве омсктрансмашевцы не разделяют уверенности Минфина в своем завтрашнем дне. По данным профсоюзного комитета, только 15% работников ГУП заняты в производстве. Остальные — в простое: ожидают обещанных администрацией выплат с тем, чтобы, получив их, тут же уволиться, ибо не видят для себя иных перспектив.
Более или менее ритмично работает лишь литейное производство (ОАО «Омсквагонзавод») Наблюдаются вялые попытки наладить выпуск тракторов и оборонной продукции. «Дочки», где эти заказы размещены, по сей день не акционированы Продвигается этот процесс черепашьими темпами.
Остается неясным, ради чего введено было на заводе внешнее управление. Ведь его целью ставилось финансовое оздоровление предприятия и перевод основных производств из государственной собственности в АО. Трудящимся был представлен «мощный инвестор» — компания под названием «Мегатранскор», которая из обещанных 450 миллионов вложила в завод только 60, однако поставила во главе его своих доверенных лиц. Итог их бурной деятельности: только задолженность по налогам возросла на 200 миллионов рублей. Примерно на такую же сумму по бросовым ценам было продано оборудования. Число работников сократилось с 4,9 до 2,2 тысячи человек. Так выглядит в цифрах «оздоровление».
Оттого, говорят в профкоме, и царит на заводе уныние, что по-прежнему правят им те, кто довел его до последней черты. Компетентность их и порядочность оценил губернатор области, обнародовав такой факт: на заводе имела место попытка продать цех номинальной стоимостью 70 миллионов рублей едва ли не за 6 миллионов. Операции руководства «Омсктрансмаша» с его имуществом изучает областная прокуратура — по поручению Генеральной.
Больше месяца назад истек срок, отведенный на внешнее управление. Через 5 дней, 3 августа, областной арбитражный суд должен будет решить: продлевать эту стадию до 19 декабря(допустимый по закону срок) либо перейти к заключительной, то бишь распродаже имущества. И скорее всего, заводу будет дан еще один шанс. Областная власть в лице министра финансов выражает такую уверенность. Также верит она и в то, что откроется у завода в результате финансовых вливаний второе дыхание.
Куда более мрачными перспективы представляются многим заводским специалистам, в том числе недавно уволенным — бывшему замдиректора ГУП по коммерции Владимиру Зайцеву и финансовому директору Вадиму Лукачу. Ушли оба оттого, что не сработались с руководством. Их прогноз: если суд продлит внешнее управление и полномочия тех, кто руководит заводом, управляющий и его команда постараются в сжатые сроки продать все, что можно: такова их стратегия, и за несколько месяцев она вряд ли изменится. К тому времени подойдет срок возврата кредита. Отдавать его будет нечем — и начнется последняя стадия: распродажа имущества. Областная власть, может, действительно не понесет при этом финансовых потерь, вот только что останется от завода?