О малоизвестных и подзабытых фактах рассказывает выставка, подготовленная Архивным управлением к 90-летию начала Первой мировой войны, которая вспыхнула 28 июля (по новому стилю) 1914 года и продлилась до 1918-го.
В Омске начала 20-х оптантами называли военнопленных: немцев, австрийцев, венгров. Родилось это название, как говорит начальник Омского областного архивного управления Галина Бородина, от слова «опт». Оптом, целыми составами, отправляли узников из Омской области на их историческую родину. Для многих это было трагедией.
Только в Омске тогда жило 18,5 тысячи военнопленных, на территории нынешнего Омского района еще 14,5 тысячи. Кроме того, военнопленных расселяли по всей области, до самых до окраин. Находились они в селах на положении наемных работников. Специальная комиссия следила, как содержат и кормят их хозяева. От такой жизни военнопленные отходили душой и создавали семьи с местными селянками, заводили детей. А согласно условиям межгосударственных договоров, военнопленные, возвращаясь на родину, не имели права брать с собой семьи. И многие остались в России. Позже, в 37-м, их будут арестовывать за шпионаж. Хотя, например, будущий правитель Югославии Броз Тито как-то сумел увезти на свою родину жену-омичку.