Как стало известно, там не продлен контракт на новый сезон с художественным руководителем и главным дирижером Омского академического симфонического оркестра, заслуженным деятелем искусств России Евгением Шестаковым. По сути, его устранили нестандартным способом. Но на этом интрига не закончилась.
Поначалу директор филармонии Василий Евстратенко аргументировал свое решение неуважительным отношением главного дирижера к подчиненным. Дескать, ситуация перезрела — и музыканты поставили ультиматум: или мы, или он. Терять около сотни крепких профессионалов филармония не захотела, поэтому решила пожертвовать одним: Шестаков, дескать, не Шостакович. Имя нового худрука пообещали обнародовать ближе к октябрю, но намекнули, что человек подобран достойный, не раз работавший с Омским симфоническим, И вот — новое неожиданное известие. Оказывается, контракте Евгением Шестаковым расторгается уже на основе того, что а оркестре вообще упраздняется должность художественного руководителя и главного дирижера.
Случай, казалось бы, беспрецедентный — успешный оркестр одним махом обезглавлен. Или есть другой дирижер, напористой незримо управляющий этой нездоровой ситуацией? По городу уже поползли слухи о давлении на руководство филармонии со стороны областных властей, о том, что оркестрантам пообещали утроить зарплату, отменить конкурсную аттестацию с присвоением разрядов, когда уйдет Шестаков. Не секрет, что он давно считался неудобным для чиновников человеком. Еще в 1999 году он «посмел» сравнить положение омского оркестра с аналогичными коллективами в Новосибирске и Екатеринбурге. И. что у нас вообще приравнивается к государственной измене, сравнил финансирование хоккейной отрасли и искусства.
Сказав про беспрецедентность, я, вообще-то, погрешила против истины. В Омске без художественного руководителя и дирижера уже оказался камерный оркестр, без главного дирижера — духовой оркестр и Омский народный хор. Впрочем там должности эти все-таки вакантны (и их, наряду с «постом» филармонического архивариуса — с окладом 740 рублей, предлагали Шестакову в уведомлении о сокращении). А в родном оркестре на место Шестакова уже готов целый список концертмейстеров, составивших худсовет. В полномочия оного входит: утверждение программ и репертуара оркестра, решение кадровых вопросов, вопросов поощрения, премирования и наложения дисциплинарных взыскании на членов коллектива. В общем, функции одного «тирана»-худрука передали десятку его сослуживцев.
Временный худсовет был утвержден в мае, когда руководство филармонии просто не продлило с Шестаковым срочный договор, о чем его и уведомило. Но дотошный Шестаков покопался в Трудовом кодексе и популярно доказал, что его договор был бессрочным, а значит, и приказ об увольнении недействителен. Начался второй этап скандального выживания. В целях «упорядочения должностных обязанностей», а также «укрепления должностной ответственности» было решено сократить с 1 августа 2004 года штатную должность художественного руководителя и главного дирижера Омского академического симфонического оркестра. При этом, как выяснилось, ее раздробили на две отдельные худрука и главного дирижера. Такое вот сокращение. При этом, как говорят в музыкальных кругах, такое управление для оркестра — нонсенс не может здесь один человек руководить, а другой только палочкой махать.
Ну что ж, хозяин-барин. Новее же нельзя забывать вот о чем. Безусловно, Евгений Иванович не всегда бывает мягким человеком, а в том, что касается профессиональных дел, по собственному признанию, может быть даже очень жестким. Но из 37 лет существования оркестра он руководит им 12. Принял он оркестр, когда тот был в упадническом состоянии, при нем Омский симфонический стал академическим Шестаков говорит, что выстроил систему репетиционной и концертной работы, основанную на лучших педагогических оркестровых системах США и Европы. Конечно, это была безжалостная система. Кого-то из музыкантов она «выбраковывала». Жестко? Возможно. Но сегодня мы имеем один из лучших симфонических оркестров страны, который составляют коллекционно подобранные музыканты. Оркестром записаны CD в Дании, Испании, Франции. В десятках городов мира слушатели аплодировали нашим артистам. В Омске, благодаря личным связям художественного руководителя, с ними выступали музыканты, гастроли которых в других городах стоили бы неподъемно дорого: Даниил Крамер, Марк Дробинский, Лиана Исакадзе, Дина Шварцберг, Мстислав Ростропович. Побывавший недавно в Омске Юрий Башмет высоко оценил профессиональные качества оркестра и его руководителя и дал предварительное согласие выступить с ними. Но… высокое качество это может быть утрачено очень быстро, если оркестр останется практически «беспризорным». В октябре открывается новый симфонический сезон. Каким он будет?