ПРЕВРАТИЛ ПЕСОК В ЗОЛОТО

А конкурентов в безработных Сергей Овчинников

В последнее время господин Овчинников — генеральный директор ОАО «Омский речной порт» и одновременно руководитель Обь-Иртышского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства — постоянный герой омских СМИ. Ему уже досталось за то, что он без законных оснований не подтверждал лицензии владельцам судов, которые из-за этого не могли начать навигацию и даже вынуждены были продать по дешевке свои суда. Стало предметом гласности и то, что по его указанию буксир «Межень», принадлежащий бассейновому управлению, таранил теплоход «Омич» с курсантами речного училища на борту. Буром он вытеснил из песочного бизнеса большинство конкурентов, пользуясь тем, что вопреки закону демонстративно совмещает службу государеву с коммерческой деятельностью. И все эти обоснованные обвинения с Сергея Овчинникова словно с гуся вода.

Дураку понятно, без мощной поддержки сверху такое себе господин Овчинников едва ли позволил бы. На службу в бассейновое управление он попал в смутное время смены правительства и был назначен на этот пост и. о. министра транспорта России Сергеем Франком в последний день работы — пятого марта 2004-го года. Говорят, когорта бывших министров такими «последними назначениями» денег себе наколотила до конца жизни. По столичным данным, только министры транспорта и сельского хозяйства подписали в один день почти по 200 приказов о назначениях в регионах. По слухам, должность такого уровня, как у г-на Овчинникова, стоит 100 тысяч долларов. И это действительно сумма незначительная, если учесть, какие полномочия и доход дает сама должность.

В столице положение у Овчинникова пока прочное: к новому министру Евгению Левитину с другими кандидатурами никто не обращался. Сам портовый начальник без стеснения сообщает о своих связях, манипулируя именами главного федерального инспектора в Омской области Виктора Миронова и вице-губернатора Александра Луппова. Кстати, с его сыном Алексеем Лупповым у начальника бассейнового управления чисто деловые отношения: они будут складировать песок на участке в 5 га, выделенном Алексею Луппову администрацией Ленинского округа. Раньше Алексей Луппов все больше на газе «грелся», теперь и от песка ему теплом повеяло. Говорят, для окончательного закрепления союза Сергей Овчинников не прочь выдать в строящемся портом доме ордер на квартиру для Луппова-младшего.

Многие упрекают Сергея Овчинникова в непрофессионализме. Он и в самом деле за месяц работы уволил самых лучших специалистов, работавших в управлении. Но песочный бизнес Овчинников явно обозначил не один. Его заместители в судоходстве смыслят немного. Один из них, к примеру, до этого преуспевал а похоронном бизнесе, теперь его стараниями, надо полагать, омский речной флот готов к погребению.

— Дальше Салехарда суда такого класса, как у Овчинникова, не пойдут, — убежден директор фирмы «Прибой» Виктор Филатов. — Поэтому ему остается только одно — вытеснять конкурентов и оставаться монополистом на рынке песка.

Сергей Александрович не ведет согласовании с конкурентами по вопросам добычи песка. Единственный аргумент, который он непременно упоминает при каждом удобном случае, — его грамотный подход к речному хозяйству и развитию Иртыша.

— Добыча песка, ставшая основным доходом речного порта, дело не только трудно учитываемое, но при неграмотном подходе способно нанести огромный вред, — считает директор ООО «Гидротранссервис» Юрий Рыжевский. Исследования новосибирских специалистов еще пятнадцать лет назад подтвердили, что провал речного грунта в районе города достиг критической отметки в один метр пятнадцать сантиметров. А добычей песка тогда занимался Омский речной порт.

Что касается учета песка, то кто ж его посчитает: раньше речной порт добывал три-пять миллионов кубов за год, потом чуть меньше. Последнее заявление Овчинникова, что за 2003 год добыто всего 428 тысяч кубов, специалисты расценили как шутку. Несерьезно так откровенно дезинформировать коллег. Возможно, Овчинников возомнил себя Нептуном на Иртыше. Но самосохранение все равно срабатывает: дочь у него за рубежом проживает в оффшорной зоне. Там, наверное, и весь семейный пакет акций ООО «Омский речной порт» в размере 61 процента.

Благодаря политике Овчинникова, замкнувшего песочный бизнес на себе, песок стал стоить почти в три раза дороже, чем в прошлом году. А вот в следующем, 2005-м, году песок у нас в регионе монополисту и вправду можно сделать золотым: строительство метромоста подходит к стадии кладки асфальта, а в нем 70 процентов песочка. Глядишь, Овчинников и на любимом детище губернатора немного разбогатеть сможет.