КУДА ДОРОГА ВЫВЕДЕТ?

И вновь о вечной российской беде - дорогах. Известно, что для Омска развитие улично-дорожной сети - одна из острейших проблем

Ну хотя бы потому, что к началу третьего тысячелетия горожане получили лишь 10 процентов новых магистралей от того, что намечалось генпланом.

Невыстроенными в соответствии с грандиозными перспективными задумками остались улицы Комарова и Фрунзе, Рокоссовского и Конева, продолжение улицы Волгоградской до 5-й Кировской и проспект Ленинградский — от улицы Масленникова до 22-го Декабря… А ведь принятой в своё время комплексной транспортной схемой (её разрабатывали специалисты института «Гипрокоммундортранс») предполагалось не только строительство новых, но и реконструкция старых магистралей, к примеру, улиц Орджоникидзе и 7-я Северная, Энтузиастов и Губкина, 1-я Трамвайная и Авиационнная, Бердникова и Д. Бедного. Из тридцати транспортных развязок в двух уровнях — по улицам Маршала Жукова, Б. Хмельницкого, Лукашевича, Фрунзе и другим — ни одной не построено. А уж о том, что в эти дни омичам «полагалось» пользоваться скоростным транспортом, метрополитеном, по первой «ветке», как-то и вспоминать не хочется. Выходит, специалисты просчитались в своих прогнозах? Или аналитики не учли каких-то факторов (да уж, вряд ли двадцать-тридцать лет назад кто-то из них мог предположить, что Союз, а вместе с ним и вся плановая экономика, рухнет). Но как бы то ни было, сегодня городским властям вновь приходится вплотную заниматься дорожно-транспортной сетью, развитие которой, как было отмечено на последнем заседании коллегии при мэре, значительно отстаёт от темпов роста автомобильного парка.

Сотрудники СибАДИ вместе со специалистами департамента транспорта провели детальное обследование транспортного комплекса Омска, в ходе которого выяснилось, что в настоящее время улично-дорожная сеть города загружена легковым транспортом на 60 процентов, маршрутными такси — на 25, муниципальными автобусами — на 11 и электротранспортом — на 4 процента. Однако если на рост уровня автомобилизации частных владельцев власти вряд ли смогут повлиять (тут всё зависит от доходов граждан и их личных предпочтений), то вносить необходимые коррективы в маршрутную сеть Омска, как говорится, сам бог велел. Но, как подчеркнул первый заместитель директора департамента транспорта Олег Осинский, эти изменения должны быть направлены не только на упорядочение работы муниципальных предприятий и частных перевозчиков, но и на снижение загрузки основных магистралей при сохранении провозной способности подвижного состава.

Главные улицы (прежде всего в центральной части Омска) оказались крайне перегружены из-за большого количества маршрутных такси.

В городе работает две с полосой тысячи микроавтобусов, которые условно можно разделить на три группы. В первой оказались «Газели», занятые на перевозках в отдалённых микрорайонах, на второстепенных магистралях, в пригороде. Таких маршрутов 23, они никому не мешают, а потому количество машин и интервалы движения там нет смысла ограничивать, Во второй-группе — 12 маршрутов — необходимо будет вносить коррективы в траекторию движения. Третья группа — это маршруты (их было выявлено 14), имеющие «дублёров». Так родилось решение о снятии с различных маршрутов двухсот микроавтобусов. Оно было учтено депутатами горсовета при утверждении маршрутной сети коммерческого транспорта. В этой сети, кстати, предусмотрены маршруты, которые будут обслуживать новые строящиеся жилые микрорайоны, такие, как «Пригородный» и «Полет», Кроме того, расчеты показали, что на линиях достаточно оставить 1800 микроавтобусов, постепенно заменяя «Газели» машинами средней вместимости.

Что же касается муниципального транспорта, то, по словам О. Осинского, изменения в маршрутной сети будут связаны с завершающимся строительством дорог по улицам Ватутина и Конева, пуском метромоста через Иртыш. Необходимо решать и вопрос с обновлением автобусного парка муниципальных пассажирских предприятий — по расчётам специалистов, до 2006 года городу необходимо приобрести 242 автобуса большой вместимости. И эта проблема будет решаться в рамках соглашения, заключённого с управляющей компанией «Русские автобусы».

Особое внимание в ближайшие годы будет уделено развитию маршрутной сети троллейбусов — этот вид транспорта не только экологически безопасный, но и экономически выгодный. За период с 2001 по 2003 год себестоимость перевозок здесь оказалась в среднем на 18 процентов ниже, чем на автобусах. И эффективность использования троллейбусных маршрутов ещё более возрастёт, если на линии выйдет новый, более надежный подвижной состав.

Как показал анализ, рано списывать «в отстой» и трамваи. В настоящее время трамвайные линии связывают три района города — г. Нефтяников, пос. Амурский и Ленинский округ. Специалисты предлагают дополнить эти маршруты линией «ул. Орджоникидзе — 24-я Северная -21-я Амурская». Предлагается и совершенно новый маршрут, связывающий Левобережье и Амурский посёлок. Разумеется, все эти разработки на перспективу должны быть не только экономически обоснованы, но и увязаны с развитием строительства, социальной и демографической ситуацией, с проектированием улично-дорожной сети. Ведь уровень и качество пассажироперевозок во многом будут зависеть от состояния дорог, перекрёстков, переходов, развязок.

Учитывая темпы транспортного «нашествия» (ежегодный прирост составляет 15-20 процентов), сообщил первый заместитель начальника ГлавАПУ Евгений Зоммер, в городе необходимо ежегодно строить 12-13 километров дорог (фактически строилось 1-3 км), иначе существующая транспортная сеть не справится со все возрастающими нагрузками (впрочем, судя по пробкам на перекрёстках в центре, она не справляетcя уже сейчас). По-прежнему среди первоочередных объектов — создание системы транспортных колец. Первое: Жукова — Фрунзе — Конева — Комарова — Ленинградский проспект — Масленникова; второе: Хмельницкого — Челюскинцев — 24-я Северная — Королёва — Лукашевича — Волгоградская — Труда — Братская; третье кольцо (окружная дорога): промзона — Менделеева — Энтузиастов — Приветное — Чукреевка — южный обход — Сибирский проспект.

Кроме того, в каждом кольце нужны меридиальные магистрали, соединяющие основные функциональные зоны города. Скажем, на левом берегу это Тюкалинский тракт, Волгоградская, Мельничная, Русско-Полянский тракт. Нужны широтные магистрали, дополнительные радиальные дороги. Актуальными остаются и проблемы выноса транзитного грузового потока из города (в частности, нужна развязка ул. Кирова — Барабинская) и разворотных площадок (всего их в городе 67, и большая часть не обустроена) общественного транспорта из центральной части Омска.

На коллегии был вновь поднят вопрос реконструкции и улучшения состояния, благоустройства дорог, что должно повлечь за собой сокращение уровня аварийности. К примеру, в соответствии с утверждённой программой «Мост тысячелетия» будет значительно расширен (до 22 метров) Красный путь на участке от улицы Фрунзе до 6-й Северной, до девяти метров «раздвинется» Волочаевская на участке от улицы Фрунзе до Кемеровской, обновятся Булатова и Рабиновича. Кроме того, постановлением мэра от 2 августа 2004 года утверждены мероприятия по реконструкции ул. Красный путь на участке от Заозерной до Интернациональной. Как сообщил Евгений Белов, достигнута договоренность с инвесторами, которые готовы вложить средства в строительство четырех подземных переходов на Красном пути.

Разумеется, все эти вопросы нельзя решать навскидку. Нужна координация действий всех заинтересованных сторон, комплексный подход. К примеру, вполне резонно прозвучало замечание главы Кировского округа о том, что уже сегодня нужно заниматься строительством дороги в микрорайон «Прибрежный», который активно застраивается. Может быть, есть смысл сосредоточить силы не на улице Конева, а на улице Крупской, по которой придется вывозить-привозить омичей, облюбовавших новый жилмассив. Поэтому и было принято на коллегии решение провести открытый конкурс среди проектных организаций по корректировке схемы комплексного развития всех видов городского пассажирского транспорта (и в бюджете 2005 года предусмотреть на выполнение этой работы необходимые средства).

Помимо того, специалисты ГлавАПУ и института «Омскгражданпроект» должны будут провести анализ изменения пассажиропотока на маршрутах, обслуживающих новые жилые комплексы — тот же «Прибрежный», «Кристалл», «Полёт», «Пригородный», «Московка». Город живёт, развивается, строится, подчеркнул мэр Е. Белов, из других соображений и тенденций, чем расчёты и планы, принятые в советскую эпоху. А значит, нужно и дороги подтягивать до современных мерок, и порядок наводить в пассажироперевозках и работе транспорта.