На отчет департамента финансов и обсуждение отводилось в повестке дня 15 минут. А затянулись дебаты на 2,5 часа. И в самом деле, было о чем говорить и спорить.
Из цифр, озвученных директором департамента Сергеем Толкачевым, картина складывается мрачная» юридическое лицо «город Омск» прочно засело в долговой яме Совокупный долг мэрии за отчетный период вырос на 393 миллиона рублей и составил более 3,6 миллиарда. Немногим меньше всей расходной части годового бюджета. А это значит, что город живет не на свои средства, а на одолженные — в основном у коммерческих банков. А те, как известно, бесплатных одолжений не делают. Как сообщил депутат Сергей Толкачев, за первое полугодие с.г. на обслуживание долга (т.е. не на возврат кредитов и ссуд, а на выплату процентов по ним) потрачено 116 миллионов рублей.
Очутился город в долговой яме не вчера. Провальным был и бюджет прошлого I года, принятый тем же составом ГС, и позапрошлого, о чем напомнил коллегам депутат Вячеслав Двораковский. Кто виноват? Когда не знаешь, что делать, сам собой возникает этот вопрос. Велик соблазн найти крайнего и возложить на него всю ответственность, Немногие депутаты согласились с Двораковским, что ее надо разделить пополам между мэрией и горсоветом. Депутат Игорь Зуга, например, считает, что виноват во всем главный финансист. Предложено было выразить ему недоверие. За то, что плохо контролирует бюджетный процесс. Предложение не прошло «Коней на переправе не меняют», — напомнил Александр Цимбалист, разумея, очевидно, под переправой предстоящие выборы мэра. В большинстве выступлений депутатов прослушивался тонкий политический смысл — при отсутствии экономического. Пафос их сводился к мысли: «Так жить нельзя». И никто не предложил, как жить дальше. Не раз прозвучало с трибуны слово «катастрофа».
Катастрофа и в самом деле грозит, но не чиновникам и народным избранникам (они останутся при своих должностях и зарплатах), а, похоже, всем остальным омичам. По предварительным оценкам, дефицит в бюджете-2005 превысит 2 миллиарда рублей. Чем затыкать эту финансовую дыру? Чем обычно — нашими кровными. Сейчас, по расчетам муниципалитета, мы платим 70% себестоимости жилкомуслуг. И можно не сомневаться, что очень скоро планка резко повысится — до 90% (за обслуживание жилья) и 100% (за тепло, свет, горячую воду). К тому обязывает городскую власть федеральный закон. На необходимость его исполнения указывает недавно вынесенный протест прокурора. Затем — в этом также сомнений нет — начнет подниматься и сама себестоимость. При этом качество услуг коммунхоза ничуть не изменится, как не менялось оно до сих пор при росте тарифов и долей нашей оплаты. По-прежнему сами мы ремонтируем подъезды, меняем лампочки в них, оплачиваем виртуальных уборщиц, реальных же I нанимаем за собственный счет и так далее. Даже если мы начнем платить две себестоимости, вряд ли что-то изменится, поскольку по-настоящему реформировать систему ЖКХ никто пока не пытался.
Ведь смысл реформ как раз в том и заключается, что граждане должны платить только за те услуги и в том объеме, которые им реально оказываются. И правда заключается в том, что в действительности мы уже сегодня платим гораздо больше, чем получаем услуг. По какой себестоимости ни считай. Но доказать это удается только в суде, куда отваживаются обратиться очень немногие омичи. Между тем при нормальных условиях система должна функционировать автоматически: нет услуг — нет денег.
Впрочем, это уже другая тема, и на заседании горсовета она не обсуждалась.