В публикациях «Крестьянская доля» (26 января с.г.) и «Бесценная доля» (9 февраля) мы рассказывали о противостоянии в селе Тихвинка Павлоградского района, где местные жители остановили процесс перехода земли к городским инвесторам.
Напомним около пятисот земельных паев, каждый площадью 22 гектара, были скуплены ими по цене 5-6 тысяч рублей. На внеочередном собрании акционеров, назначенном аграрными коммерсантами на 22 января, решался вопрос о передаче здешних сельхозугодий в уставной капитал фирмы «Заря-1» (контрольный пакет которой, по нашей информации, принадлежит даже не омичам, и не россиянам, а некоему господину Спицыну, проживающему в Канаде. Данное обстоятельство, недавно открывшееся, едва ли явилось откровением для местных властей, отстаивавших на собрании интересы инвесторов — насколько позволяли рамки приличий).
Внезапным препятствием коммерческому проекту стало чувство собственного достоинства, вдруг обнаружившееся в местных жителях. За неделю до означенного собраний возникла в Тихвинке инициативная группа из местной интеллигенции, в том числе педагогов. Объехав 4 отделения хозяйства, она убедила людей свои доли не продавать. И не голосовать за передачу акций в уставной фонд фирмы инвесторов.
Наткнувшись на неожиданную преграду, последние решили ее одолеть известным им способом. Что называется, одним махом. Точнее, двумя. Сначала подняли цену акций до 22 тысяч рублей, а через три дня — до 30. И не сработало, не продал никто. Для сельских семей, за которыми числится по 3-4 земельных пая, это очень большие деньги. Но люди не дрогнули. Ко дню собрания до обладания «Тихвинским» инвесторам не хватило 4% голосов — немногим больше 30 долей.
Статья «Бесценная доля» заканчивалась на обнадеживающей ноте. Она прозвучала в словах губернатора, произнесенных им в эфире областного телеканала. Глава региона пропесочил чиновников, районных и областных, наблюдающих со стороны, как из-под ног у крестьян уходит земля, скупаемая коммерсантами за бесценок. После чего павлоградские власти вроде бы развернулись на 180 градусов — лицом к тихвинцам. Или сделали вид. Прокурор района распорядился выдать акционерам свидетельства о праве на землю и прекратить куплю-продажу паев.
Но между словами власти и делами ее — расстояние порой непреодолимое. Свидетельства людям по сей день не выданы. На позавчерашнем заседании совета директоров гендиректор «Тихвинского» Бобков заявил, что отдал их в залог банку, которому задолжало хозяйство. Какому именно, Владимир Леонидович не уточнил. То есть распорядился собственностью сотен акционеров. Деяние это, не говоря о нравственной стороне и юридической, заставляло б задуматься об адекватности руководства ЗАО, правящего им более 20 лет, но инициативная группа уверена, что таким образом Бобков просто прикрывает инвесторов.
Кстати, волнения в Тихвинке весьма взволновали и господина Спицына — настолько, что прилетел он из Канады, встретился за закрытыми дверьми с главой района и областным депутатом. Скупка земельных долей приостановлена, но не по велению прокурора, а потому, что люди их не продают. Цена, говорят, взлетела уже до 50 тысяч. Разыскиваются пайщики, переехавшие в город. Между прочим, настоящую цену земли в Омской области назвал недавно областной министр сельского хозяйства Н. Гуща: 1 га, в зависимости от бонитета почв и места на карте, стоит от 30 до 100 тысяч рублей. Тихвинка где-то посередине.
Самое знаковое событие случилось здесь через два дня после выхода в свет материала «Бесценная доля». 11 февраля в тихвинскую школу нагрянула бригада сотрудников Павлоградского РОВД, прихватив с собой местного участкового. Первым делом стражи порядка вошли без стука в директорский кабинет, изъяли из сейфа все документы, без санкций суда и прокуратуры, а токмо по устному приказу начальника районной милиции Вячеслава Кириленко.
Затем правоохранители допросили директора школы Анатолия Барбашова и завуча Елену Гермизееву — на предмет получения ими нетрудовых доходов. Следственные действия продолжались в течение недели. Как пишут учителя в заявлении начальнику областного УВД В.Я. Камерцелю, милиционеры получили от Кириленко приказ: «Без документов не возвращаться». Неоднократно цитировали они и любимое его изречение: «Если хорошо копать — что-нибудь накопаешь».
Люди в погонах опрашивали учеников, бывших и нынешних, — не приходилось ли им что-либо платить директору, педагогам в процессе обучения? Однако выполнить указания шефа сотрудникам РОВД так и не удалось — ни одного факта, за который можно было бы зацепиться.. Прокуратура в ход «расследования» не вмешивалась. Кстати, заместитель Павлоградского прокурора — супруга начальника РОВД А его мать — Кириленко Валентина Федоровна — председатель совета директоров ЗАО «Тихвинское» Она же состоит в совете директоров ЗАО «Заря-1», что, по мнению селян, многое, если не все, объясняет. Через неделю бурных поисков компромата милиция вынуждена была их прекратить «за отсутствием состава преступления».
Своего мнения о случившемся генерал Виктор Камерцель тихвинским педагогам пока не высказал. Недавно, кстати, тихвинцы посчитали, что разослали в последние месяцы 18 обращений властям, в том числе несколько — губернатору. Ни одного ответа в село не пришло…