ОТЕЦ ПОЛКА

Вырабатывать мужской характер курсантам 242 учебного центра ВДВ помогает военный священник

У батюшки непростая задача. Общаясь со вчерашними мальчишками, сегодняшними новобранцами, он должен сделать все, чтобы подготовить их к службе, к будущим трудностям, к осознанию ответственности, которая отныне легла на их плечи. В 242 учебном центре ВДВ, который находится в поселке Светлый, такой человек есть. Кто называет его отец Сергий, согласно церковному сану, кто-то обращается к нему просто, по-граждански — Сергей Валерьевич, а кто-то, помня о звании, — зовет старшим лейтенантом.

Сегодня далеко не каждый из юных призывников стремится попасть в ряды вооруженных сил, чтобы послужить отечеству. Служба в армии теряет в глазах нынешних молодых людей свой исконно высокий смысл. Исторически сложилось, что в нашей стране союз армии и церкви являлся гарантом благополучия и надежности государства. До революции в каждом военном полку существовал свой батюшка, который одновременно имел и военную должность. Но в начале XX века история сделала очередной крутой поворот. То, что складывалось веками, было разрушено: советской власти военные священники оказались не нужны. Но традицию, заложенную в человеческом сознании генетически, уничтожить нельзя. В начале 90-х годов в российской армии началось возрождение структуры военного священства.

— Если армия существует на прочной духовной основе, то для молодого человека она станет лучшей школой жизни, — считает отец Сергий. — Об истинных человеческих ценностях не узнаешь со слов командира и не прочитаешь в военном уставе. Я разговариваю об этом с солдатами, рассказываю им о нашем военном прошлом — об Александре Невском, об адмирале Ушакове, объясняю, как они выстраивали тактику боев. Задача священника — воспитать из чистого юношеского сердца крепкое мужское, но ни в коем случае не позволить ему очерстветь. Суворов говорил, что душу воина нужно воспитывать с любовью: посеешь в ней зло, и солдат будет платить окружающим ненавистью. Русский человек всегда отличался добротой, открытостью, способностью проявлять милосердие. Пока эти принципы будут существовать в нашей армии, одержать победу над нами не сможет никто. Да, военные могут быть грубы, и часто упрекают солдат за их недостатки. Но эти люди в любой момент готовы взять оружие и отдать свою жизнь за отечество.

— Для того, чтобы стать военным священником, обязательно знание военного дела?

— Я заметил, что батюшками, как правило, становятся те, кто никогда не имел отношения к армии. Но есть такие, которые прожили всю жизнь в гарнизонах, это их привычная среда. Армейский дух в них закрепился генетически.

— Говоря о жизни в гарнизонах, вы имеете в виду себя?

— Да, мой отец — военный, и все мое детство прошло в гарнизоне. Сам я закончил Иркутское авиационно-инженерное училище.

— И вы решили стать именно военным священником…

— Свой выбор я сделал еще будучи курсантом. Время моей учебы пришлось на начало 90-х годов. Сами знаете, что это непростой период. Старая система разрушалась, а что нужно построить, никто не знал. Образовалась какая-то пустота. Советская идеология была уже не так сильна, как раньше, и преподаватели в училище рассказывали нам о нашей истории много того, о чем молчала школьная программа. Каждый из нас заполнял появившийся вакуум согласно своим собственным внутренним стремлениям. Меня очень интересовала история, философия, религия, и я выбрал путь православной веры. После училища было 3 года службы. 1998-м я уволился, затем, после двух лет подготовки, стал военным священником. Сейчас учусь в Московской Семинарии.

— Расскажите, что входит в ваши обязанности?

— Я беседую с солдатами, пытаюсь объяснить им, что служба в армии необходима для формирования настоящего мужского характера. Поскольку я служил в авиации и числюсь в эскадрилий, то иногда мы вместе с курсантами выезжаем на аэродром. Вера никому из них не навязывается. Мы говорим о долге служения отечеству и о любви к родине, а эти чувства навязать нельзя, их можно только взрастить.

— Вам приходилось когда-нибудь ездить в Чечню?

— К сожалению, нет, потому что у меня очень много дел здесь. Тем более, что сейчас с благословления митрополита Омского и Тарского Феодосия идет строительство храма в честь Пресвятой Троицы, и я должен контролировать этот процесс.

— Уже можно сказать, когда храм примет прихожан?

— Мы планировали закончить строительство к Троице, то есть к июлю. Сейчас идет последний этап кирпичной кладки и уже строится колокольня на которой будут установлены семь колоколов. Особенностью нашего храма станет укрепление на стенах мемориальных плит с именами героев-десантников, выпускников учебного центра. Храм — важная ступень в становлении человека. Здесь он может помолиться и вспомнить, что самое главное — это состояние его души. Если она будет здорова, то будет благополучен и он сам. Тогда он никогда не повернет оружие против своих, и его служба принесет родине пользу. Я убежден, что в России отечеству служат только два человека — военный и священник. Они никогда не забывают о своем долге, потому что это — состояние их души.