И вряд ли кто-то тогда мог предположить, что через тридцать лет Грушинский фестиваль станет настоящим местом паломничества всех исполнителей и любителей авторской песни.
Вообще, история развития фестиваля знала взлеты и падения. Чиновники от культуры всегда с подозрением относились к нелитованным текстам и самодеятельной музыке. Во время Московской Олимпиады фестиваль вообще официально закрыли, и любители песенной поэзии проводили свой праздник подпольно, применяя пароли и прочие правила конспирации. Сегодня же Грушинский фестиваль собирает ежегодно под Самарой до трехсот человек. На склонах Жигулевских гор в первые выходные июля вырастает настоящий палаточный город со своими законами (в том числе и «сухим»), концертными площадками, спортивными состязаниями, школами автостопа и дельтапланеризма, общинами кришнаитов, фестивалями СТЭМов — в общем, со всей атрибутикой настоящего всероссийского неформального праздника.
В последние годы на фестивале в полный голос заявили о себе и омские авторы. Лауреатами, выступавшими перед «горой» — на главной сценической площадке, — стали Женис Искаков и Дмитрий Вагин. Для всех ценителей авторской песни это является фактом признания самого высокого уровня.
В нынешнем году омичи намерены выехать на «Грушу» большим составом, чтобы подтвердить свое реноме, окунуть молодых бардов в неповторимую атмосферу фестиваля. Но это еще не все — выступление омских авторов-исполнителей обещает стать настоящей сенсацией, потому что «гора» видела многое, но такого, что обещают показать омичи, еще не видела никогда…
На одном из недавних городских фестивалей на сцену вышел детский ансамбль «Чудо» из клуба «Странники». Коллектив Дениса Терехина всегда славился замечательным исполнительским мастерством, но в этот раз даже у искушенной бардовской публики после песни «Белые дороги» в глазах стояли слезы. На сцене вместе с постоянными членами ансамбля пели… слабослышащие дети. Без всякой скидки на физический недостаток — пели просто потрясающе. Причем песня сопровождалась своеобразным переводом на язык жестов, так что сидевшие в зале ребята с дефектом слуха, не слыша, понимали, о чем поют их друзья.
Именно этот ансамбль (если случится поездка) обещает произвести на Грушинском фестивале настоящий фурор. Впрочем, станут ребята лауреатами или не станут — совершенно несущественно.
Главное, что они попадут на настоящий праздник музыкальной поэзии, окунутся в искреннюю дружескую атмосферу и уж по крайней мере не будут ощущать себя людьми из другого мира, отрезанного от мира звуков глухой стеной.
А на Грушинском фестивале год от года возрастает количество участников из дальнего и ближнего зарубежья. Музыка, безусловно, объединяет людей из разных уголков земного шара. Однако немцу и англичанину сложно понять нашу бардовскую поэзию. Зато язык жестов, в общем-то, понятен любому слабослышащему человеку любой национальности. И в этом смысле омичи становятся не только уникальными исполнителями, но и полпредами авторской песни в мировой культуре.