На омских Яках летали и били врага французские летчики полка "Нормандия-Неман"

На омских Яках летали и били врага французские летчики полка «Нормандия-Неман»

Война… Крупные заводы страны срочно эвакуировали на восток страны. По постановлению Совнаркома СССР и приказу наркома авиапромышленности А. И. Шахурина Московский опытный завод во главе с главным конструктором А. Н. Туполевыми Московский серийный авиационный завод получили новую прописку — город Омск в Сибири. И уже 14 июля 1941 года наш город принимал первый эшелон с эвакуированными и оборудованием.

Московские рабочие, инженеры, техники ехали в Омск не на постоянное жительство, а в длительную командировку для выполнения специального задания» — так было написано в командировочные удостоверениях. Людей размещали в школах, клубах, бараках, частных домах. Через десять дней после их приезда, 24 июля 1941 года, вышел приказ о создании объединенного завода N 166. Эта дата стала днем рождения будущего завод «Полет».

Первым директором назначили летчика, Героя Советского Союза Анатолия Васильевича Ляпидевского. Завод разместили на территориях строящихся омских заводов — автосборочного и автоприцепов (ныне электротехнический имени Карла Маркса) и авиационных мастерских Омского аэропорта. В здании речного пароходства работало конструкторское бюро А. Н Туполева.

Это было напряженное и тяжелое время. В кратчайшие сроки надо было устанавливать оборудование, строить новые корпуса и начинать выпуск боевых самолетов. Фронт и тыл сжимались в один могучий кулак. Но рабочих рук не хватало. На завод шли работать тысячи омичей — в основном женщины и подростки. Дети наравне со взрослыми стояли у станков по двенадцать часов, без выходных, Шестнадцатилетними пришли на завод Сергей Рожков и Александр Воронко, как токари они давали по 200-300 процентов нормы. Отличным фрезеровщиком стал Миша Выдренко. Антонине Чеченевой было 15 лет, когда она поступила на завод, но выполнение нормы на 200-300 процентов для нее тоже стало привычным делом.

К началу зимних холодов 41-го года для заводчан в городе построили 30 бараков (а всего с 1941 по 1943 год их появилось в Омске 154). Люди спали на двухэтажных нарах, на матрацах и подушках, набитых соломой. О добротных квартирах и речи не было — хоть бы какой угол… О комфортных условиях в холодных цехах тоже никто не мечтал. Но несмотря на неудобства и плохое питание, рабочие отдавали все силы освоению и сборке нового скоростного пикирующего бомбардировщика Ту-2 конструкции А.Н. Туполева.

Первый бомбардировщик собрали уже 9декабря 1941 года. Испытание этого самолета проводил летчик-испытатель М.П. Васякин.

В 1942 году заводчане собрали 78 самолетов Ту-2 и отправили их на Калининский фронт. Но армия отступала, шли жестокие бои, испытания самолетов в боевых условиях задерживались. Сталин заинтересовался конструкцией Ту-2 и потребовал от наркома авиационной промышленности А. И. Шахурина отзыва о боевых испытаниях самолетов. Шахурин ответил: «Отзыв об испытаниях еще не получен». У Сталина тогда почему-то возникло сомнение относительно надежности самолетов омского производства, и он приказал… прекратить выпуск Ту-2 в Омске.

Узнав об этом, главный конструктор Туполев был возмущен! Он позвонил в Москву, в Государственный комитет обороны страны. На звонок ему ответили: «Сталин своих приказов не отменяет». В то же время выпуск Ту-2 был освоен на Московском авиационном заводе имени Хруничева. В 1943 году Туполев со своим конструкторским бюро выехал в Москву.

Кстати, через некоторое время был получен отличный отзыв о самолете. Главный маршал авиации А. А. Новиков отметил: «Самолет Ту-2 обладает высокими летными и боевыми качествами, точностью поражения противника он превосходит немецкий самолет «Юнкерс-88».

Фронту требовалось все больше боевых самолетов. Правительство приняло решение о выпуске на омском заводе истребителей Як-7, а затем Як-9. И завод с задачей справился. Если в 1943 году он собрал 740 самолетов, то в 44-м — 1400, А всего за годы войны с конвейера вышло 3895 боевых самолетов Як-7 и Як-9.

На омских Яках летали и били врага французские летчики полка «Нормандия-Неман». Техническое обслуживание в этом полку возглавлял омич Н. Ф. Ремизов. Вместе с ним находилась на фронте заводская ремонтная бригада, в составе которой были В. А. Чуреев, И. И. Штепа, И. Д. Барэбаш, Г. К. Москаленко. С французскими летчиками на Як-9 летал наш летчик-испытатель Б. И. Хромков. Память об их боевой дружбе сохранилась до сегодняшних дней. В заводской комнате трудовой славы есть фотографии французских летчиков, их альбомы, автографы, значки.

Кроме основной работы заводчане занимались и общественной — шефствовали над госпиталем; помогали приобретать мебель, медикаменты, медицинское оборудование, книги. Комитет комсомола направил с завода 38 человек в помощь медперсоналу во время ночных дежурств. А еще заводчане внесли в Фонд обороны на строительство танков и самолетов около пяти миллионов рублей из личных средств, В нерабочее время собрали две эскадрильи самолетов Як-9! В июле 1945 года завод наградили орденом Трудового Красного Знамени, а большую группу рабочих и инженеров — орденами и медалями.

Несмотря на то, что специалистов предприятия не призывали на фронт, многие уходили на войну добровольцами. Всего на фронт ушло более 600 человек, из них 123 не вернулись домой…

НА СНИМКАХ: в сборочном цехе; выпускавшийся в Омске пикирующий бомбардировщик Ту-2.