В тот же час, как по сигналу, от пристани Омского речного вокзала отчалили грузовые флагманы — и ушли к далеким северным поселкам.
Омские речники, как настоящие мореплаватели, поговаривают: «Душу моряка понять сложно, но можно, если самому отправиться в плавание». Говорят, работа эта тяжелая и кропотливая. А еще ходят слухи, что настоящий речник должен, мол, обладать здоровьем как у космонавта. В общем, какого матроса ни спроси, все уверяют: наша работа, браток, не сахар. Отчего же тогда на открытии навигации играет оркестр, звучат песни, а все речники — в парадных мундирах да при орденах?..
Яркое солнце в зените, и белоснежные фуражки курсантов речного училища слепят глаза. Почетные гости праздника теснятся в тени под козырьком речного вокзала. От жаркого солнца прячется и митрополит Омский и Тарский Феодосий.
Пока торжество не началось, удалось узнать, что в нынешнюю навигацию объем грузовых перевозок возрастает. На днях танкер НТ-791 отправляется в Муромцево с крупным грузом: 15 тысяч тонн сырой нефти, а чуть позже в Тару пойдет баржа со щебнем общим весом 12 тысяч тонн. Кроме того, Иртышское пароходство обеспечит жителей области углем, речники доставят в районы 100 тысяч тонн угля. А несколько лет назад пароходство приобрело два совершенно новых флагмана класса «река-море», выпущенных в Германии.
— Всего на реке будет работать больше сотни кораблей, — рассказывает Николай Захарьев, начальник по флоту Иртышского пароходства. — Мы будем обслуживать всю Омскую область, также планируем ходить по ханты-мансийским и ямало-ненецким путям. Есть у нас в пароходстве и маршруты по Карскому морю, по побережью полуострова Ямал.
Недавно пароходство выиграло тендер и стало лучшей в России судоходной компанией. Проблем с перевозками грузов у лидера речного судоходства нет, мало того, постоянно появляются новые клиенты. Так что речникам на открытии навигации есть чем похвастаться перед гостями и ветеранами флота. А молодым курсантам есть с кого брать пример. Кстати, для кого-то из них эта навигация станет самой первой в жизни. Некоторые курсанты прямо на празднике заходят на борт корабля.
У причала на голубых волнах покачивается пассажирский теплоход «Римский-Корсаков». Как и положено в праздник, корабль украшен десятками разноцветных флажков, команда в белоснежной парадной форме по стойке смирно выстроилась на верхней палубе. Пройти практику на «Римском-Корсакове» считается почетным. Некоторые курсанты, оставшиеся на берегу, признаются, что немного завидуют счастливчикам. А пока юные речники машут с берега перчатками своим товарищам на палубе: мол, смотрите не подведите! А ветераны смотрят на молодых и качают головой: «Да, сколько же им еще предстоит узнать на тернистых речных путях!»
— На реке случаются и грустные истории, и смешные, — говорит ветеран флота, последний секретарь парткома Иртышского пароходства Николай Щираков. — Особенно интересными бывают встречи с северными жителями. Однажды на борту нашего пассажирского теплохода «Калашников» оказались чукчи. Когда мы перевозили их в шлюпках с борта корабля на берег, неожиданно поднялась высокая волна и перевернула лодку с чукчами. Они решили, что это судьба, сложили руки и даже не пытались выплыть на берег. Пришлось нам, морякам, буквально за волосы вытаскивать из воды добро вольно утопающих пассажиров.
Чтобы с речниками не случилось беды, митрополит Омский и Тарский Феодосий благословил навигацию, а капитану флагмана «Римский-Корсаков» подарил икону Николая Чудотворца и книгу с молитвами. И пассажирский белый теплоход отчалил от пристани, попрощавшись с омским берегом громким сигналом.