Коллегия управления образования, состоявшаяся в администрации города на минувшей неделе, привлекла внимание специалистов управления образования, директоров школ Омска, ректоров вузов города и всех тех, кого волнуют проблемы образования. Общей точкой приложения интересов различных по статусу учреждений стал вопрос о формировании информационной компетенции педагогических и управленческих кадров муниципальной системы образования.
ПРОБЛЕМЫ
Как выяснилось, ситуация, сложившаяся на сегодня в городских школах относительно внедрения и применения ИТ (информационных технологий), оставляет желать лучшего. Школа явно не успевает за информационным развитием общества, учителя теряют свой авторитет, школьники — доверие и уважение к педагогам. А все дело в том, что, по сведениям, предоставленным аналитиками управления образования, только 30% нынешних преподавателей общаются с компьютером на «ты». Подавляющее большинство не владеет элементарными навыками работы с информацией, представленной в электронном виде, не говоря уже об организации посредством ИТ занятий с учениками. Печально, но основная масса учителей так и не осознает сути проблемы. Естественное стремление их учеников получать информацию, используя возможности информационных технологий, воспринимается равнодушно. Об этом свидетельствует анкетирование, проведенное специалистами управления образования, по результатам которого лишь 5% омских педагогов заинтересованы в овладении ИТ.
Впрочем, причин столь прохладного отношения к компьютерам несколько. К примеру, на школьном уровне камнем преткновения является такая элементарная вещь, как расписание уроков. Работа компьютерного класса в любой школе выстроена, как правило, таким образом, что времени на проведение уроков по предметам и самоподготовку учителя-предметника здесь просто не остается. Кроме того, многие руководители муниципальных образовательных учреждений, сами не владея ИТ, не готовы либо не хотят внедрять эти технологии в образовательной работе. А в программах развития ряда школ зачастую вообще отсутствует раздел «Применение ИКТ в педагогическом процессе», а потому нет условий для системного внедрения и активного использования информационных технологий в работе школы. Проблемой городского уровня специалисты считают отсутствие системы методического сопровождения выпускников курсов по внедрению информационных технологий. Существование подобной связи плюс мотивация выпускников позволили бы куда более энергичнее осваивать информационное пространство. Кстати, создание единого информационного пространства предполагает наличие классов открытого доступа к сети Интернет в каждом округе. Пока, увы, есть только один городской класс при гимназии № 19…
Эти и другие проблемы были озвучены на заседании коллегии, которая несмотря на глобальность вопроса, все же завершила его рассмотрение в мажорном тоне.
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Оказывается, и положительных моментов в освоении информационного пространства в Омске немало. Еще бы! Дело движется сразу по нескольким направлениям. Сообщество сетевых корректоров, площадки «Обучение для будущего» и городское методическое сообщество, которые работают в рамках экспериментальной площадки «формирование образовательного информационного пространства в условиях крупного города», телекоммуникационные проекты для педагогов, научно-практические конференции, межшкольный образовательный сервер управления образования администрации города позволяют надеяться, что со временем вся образовательная сфера Омска приобретет свое единое информационное лицо.
Сообщество сетевых координаторов было создано в рамках «пилотного» проекта программы информатизации системы образования города Омска. И на сегодня координаторы проектов действуют в 39 школах. Их роль необычайно велика. По словам специалистов управления образования, координаторы консультируют и обучают преподавателей-предметников применению ИТ в учебном процессе, помогают овладеть проектной и исследовательской методиками, координируют телекоммуникационные проекты, создают и размещают на сервер образовательные интернет-ресурсы.
Площадки «Обучение для будущего» работают на базе 32 городских школ. И за два года свою квалификацию в области ИКТ повысили свыше двух тысяч педагогов. Обучение на этих курсах ведется без отрыва от педагогического процесса два раза в неделю в течение двух месяцев. По окончании курсов каждый педагог создает учебно-методический пакет по своему предмету.
Одно из направлений повышения информационной компетентности омских педагогов — это курсы при ИПКРО (институт повышения квалификации). Здесь обучаются преподаватели информатики, учителя-предметники, библиотекари и другие специалисты образовательного процесса.
Особо на фоне общегородской компьютеризации школ выделяется класс открытого доступа в Интернет при гимназии № 19, где для повышения информационной компетентности педагогов проводятся консультации и семинары по образовательным ресурсам сети Интернет, созданию школьных сайтов и других веб-ресурсов.
Кстати, по мнению одного из участников коллегии Владимира Ивановича Струнина, проректора по научной работе Омского государственного университета, сегодня вопрос компьютеризации учреждений образования — это прежде всего создание и использование в учебном процессе электронных ресурсов.
— Если раньше компьютеризация рассматривалась только как финансовый вопрос — приобрести, закупить, найти средства и т. д., то сегодня существует как минимум две проблемы, решение которых позволит информационным технологиям действительно войти в учебный процесс. Первое — создание электронных ресурсов, предназначенных специально для обучения. Второе — их грамотное и эффективное использование. Я знаком с опытом многих регионов и хочу заметить, что во многих школах Томска, Новосибирска и других городов существует в городских школах такая должность, как заместитель директора по информатике. Причем имеется в виду не информатика как учебная дисциплина, а информационное пространство школы, его технологическое и методическое обслуживание. Неплохо бы и омичам обратиться к опыту коллег… Только тогда технические возможности компьютера смогут с максимальной эффективностью влиять на современное образование.