Так, в Омском районе конкурсное производство проходит на одной и той же территории в двух хозяйствах — СПК «Петровский» и СПК «Север», а имущество, когда-то принадлежавшее им, выведено в 000 «Бородинское». Конкурсный управляющий обоих СПК Владимир НЕНАШЕВ пытается хотя бы частично погасить их многочисленные долги.
Молочный совхоз «Петровский» когда-то гремел на всю страну. В нем было 6 600 коров, применялась так называемая карусельная дойка. Однако с концом советской власти дела в совхозе резко пошли на спад. Акционирование на пользу ему не пошло, АОЗТ «Петровский» медленно, но верно накапливало долги. Сокрушительным финансовым ударом стала потеря значительной части стада — в начале 90-х хозяйство по договорам отправило 1000 коров в Узбекистан и 1000 лошадей — во Францию.
В ставшем независимым Узбекистане следов коров отыскать так и не удалось, а из вполне цивилизованной Франции «Петровский» в конце концов получил смешную сумму — что-то около 50 франков. Когда АОЗТ реорганизовалось в СПК «Петровский», стало ясно, что банкротства не избежать. Когда его долги перевалили за 25 млн рублей, вместо «Петровского» было организовано СПК «Север», куда и перешло все имущество. Вместе с имуществом, вывод которого юридически оформлен не был, новый СПК по наследству принял на себя обязательства на 3,5 млн рублей по долгам предшественника.
Но у «Севера» дела тоже не пошли: долги росли стремительно, поэтому вскоре его решили обанкротить. Чтобы распустить СПК, юридически достаточно, чтобы все его учредители вышли из него и забрали свое имущество. Ну а спустя положенный по закону срок, достаточный для того, чтобы нельзя было оспорить вывод имущества, можно подавать заявление о самобанкротстве. Что и было сделано в отношении обоих СПК. В «Петровском» конкурсное производство ввели в июле 2004 года, а в «Севере» — в августе.
Понятно, что подобные процедуры проходят не только с благословения, но и при прямом содействии районных властей. К судьбе «Петровского» — «Севера» руку приложил нынешний министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области, а тогда глава администрации Омского района Николай ГУЩА.
Вместо двух СПК было создано 000 «Бородинское», у которого тоже с финансами далеко не все в порядке, не исключено, что оно повторит банкротную судьбу своих предшественников.
У СПК «Петровский» даже появлялись инвесторы. Так, ИП НИКИТИН в 2000 году заключил с ним договор о совместной деятельности и вложил деньги в посевную кампанию. Однако урожай тогда выдался не очень, и директор СПК Юрий ВОРОПАЕВ, продав зерно, так и не рассчитался с инвестором. По этому факту даже возбуждалось уголовное дело, но впоследствии арбитражный суд признал, что нарушений не было.
Те кредиторы, долги перед которыми перешли по наследству СПК «Север», получают свои деньги по договорам о новации. Правда, в основном имуществом или в долгую рассрочку. Не все соглашаются на такие комбинации, кто-то, особенно из мелких кредиторов, пытается качать права. К примеру, 000 «Интерпресс-сервис», которому СПК задолжало 1,7 млн рублей, предлагали силосные башни, но оказалось, что демонтировать и вывезти их обойдется чуть ли не в такую же сумму, поэтому «зачет» долгов не прошел.
Хозяйство раскинулось на 7 деревень, от когда-то богатого стада осталось всего 66 коров. Разрушающееся совхозное жилье конкурсному управляющему удалось передать местной администрации. Кое-какое имущество на балансе у банкротов осталось: пожарное депо, детский сад, Дом культуры. На них претендует местная власть, но все объекты включены в конкурсную массу и подлежат распродаже.
У «Петровского» 2,5 млн рублей — долги первой очереди, 800 тысяч — по зарплате, а «Север» должен своим работникам 500 тысяч. Дай бог, чтобы денег от реализации немногочисленного добра хватило на погашение первоочередных и зарплатных долгов. А остальные кредиторы, в первую очередь государство в лице ФНС, останутся с носом. Это обычное дело при банкротстве, когда долги при ликвидации предприятия растворяются в воздухе. Думается, государство уже потеряло на банкротствах сотни миллиардов рублей незаплаченных налогов.
— Нарушается ли закон при банкротстве «Петровского» и «Севера» — спорный вопрос, — считает Владимир НЕНАШЕВ. — До 1995 года согласно тогдашним законам можно было не регистрировать имущество, вывод имущества по решению учредителей тоже закону не противоречит. При любом раскладе имущества хозяйств не хватило бы, чтобы погасить все долги. Решение рассчитаться с теми кредиторами, с которыми хозяйство продолжает работать, оформлено юридически грамотно, другие кредиторы оспаривать его не пытаются.
В конце этого — в начале следующего года оба СПК будут ликвидированы. Начнется ли банкротство в последнем по счету 000 «Бородинское», сказать сложно. Пока » в хозяйстве усилился крен в растениеводство, выращивают подсолнечник, кукурузу. Позволят ли эти культуры выжить, опять же, время покажет. Но, в случае чего, можно не сомневаться, вместо «Петровского» появится новое хозяйство.