— В последнее время участились жалобы от покупателей на плохое качество муки, — ввела нас в курс дела Лариса Моисеева, председатель общества защиты прав потребителей Ленинского округа, — Первого января Государственную хлебную инспекцию упразднили, и сейчас контроль за качеством муки практически никто не ведет. Как следствие — на прилавках стала появляться фальсифицированная мука.
Канал ее реализации достаточно прост. В городе работают сотни мини-мельниц. Они выпускают продукцию более низкого качества, чем крупнейшие омские производители муки, и сбывают свой товар под чужими марками.
— Раньше чаще всего подделывали муку Кормиловского мукомольного комбината, — продолжает Лариса Леонидовна, — а когда из-за большого количества подделок спрос на нее упал, стали работать под другими марками. Сейчас чаще всего подделывают муку ОАО «Мельница» и ЧП Базаян, выпускающего свою продукцию под маркой «Старая мельница». Продают поддельный товар по той же цене, что и настоящие производители. А ведь качество муки мини-мельниц гораздо хуже, следовательно, ниже должна быть и цена. Например, ни одна мини-мельница не может вырабатывать муку высшего сорта. Мы неоднократно делали контрольные покупки и выяснили, что вместо обозначенного в ценнике высшего сорта предприниматели на самом деле продают муку первого сорта. Вместо первого сорта идет второй и так далее. Встречаются и более грубые нарушения. В целом, по нашей оценке, до 50 процентов муки на омском рынке является фальсифицированной. В результате чуть ли не каждый день к нам поступают жалобы от покупателей: тесто, сделанное из такой некачественной муки, плохо поднимается, не «клеятся» блины. На подделках недобросовестные предприниматели делают баснословные барыши, а репутация настоящих производителей страдает.
Казалось бы, выявить фальсифицированный товар достаточно просто — как правило, поддельная мука не имеет никаких документов и сертификатов качества. Но если в магазинах за документацией еще более-менее следят, то на рынках на подобные «мелочи»+1ИКТО просто не обращает внимания. Вэтом мы убедились уже в самом начале рейда.
Оптово-розничная ярмарка «Забайкальская» в Советском округе. Контейнер по торговле мукой, принадлежащий ЧП Малин. На прилавке мучное изобилие: мука «Белый терем» производства ОАО «Мельница» — высший сорт, мука «Старая мельница» — высший и первый сорт. Мука продается и большими партиями в таре производителя, и в полиэтиленовых мешочках (расфасовки по 1 -2 кг). Последнюю тут же, на точке, из большого мешка развешивает продавец.
— ОАО «Мельница», — комментирует Лариса Моисеева, — никому не дает права фасовать свою муку. Она должна продаваться в таре производителя — в бумажных мешках по 50, 10 и 2 килограмма. А здесь имеется сразу два несоответствия: во-первых, мука фасуется по полиэтиленовым пакетам, во-вторых, есть так называемая «перетарка» — видите, фирменный мешок «Белого терема» емкостью в 50 килограммов наполовину опустошен и зашит уже вручную. Все это говорит о том, что здесь на самом деле продается мука не «Мельницы». Мы проверяем эту точку уже не в первый раз, и документы на муку, которые вправе потребовать каждый покупатель, нам ни разу не представили. На эту точку у нас составлено уже три акта, мы предлагали хозяйке контейнера Виктории Малий прийти со всеми документами к нам в общество защиты прав потребителей, но она так и не появилась. Отсутствие документов указывает на то, что товар сделан неизвестно где.
Не было документации на муку у продавца и на этот раз. Нашу контрольную покупку — килограмм муки, обозначенную в ценнике как «Белый терем», — нам взвесили тут же, на улице, щедро зачерпнув совком из общего мешка. Хотя по санитарным правилам фасовать муку в открытом всем ветрам месте строжайше запрещено — в нее могут попасть уличный сор и грязь.
Во второй точке по продаже муки, также принадлежавшей ЧП Малий, документы на муку были, но в их подлинности представители общества защиты прав потребителей усомнились. По форме сертификат качества не соответствовал установленным образцам ОАО «Мельница», не на том месте стояла и печать организации.
Вспышки нашего «четверговского» фотоаппарата привлекли внимание администрации рынка. К нам вышел ее представитель, поинтересовался происходящим. Получил ответ и… удалился! Выходит, что администрации рынка, которая, по идее, должна отвечать за качество товара, продающегося на их территории, этот вопрос вовсе не интересен? Представители администрации другого торгового комплекса — ярмарки «Казачья слобода» — были более любопытны. Но интересовало их, увы, не то, откуда в продаже ЧП Горлова взялась мука «Обжорка», снятая с производства «Мельницы» еще в декабре прошлого года. Представителя службы охраны и контролера рынка больше беспокоили наши полномочия. По мнению охранника рынка, представители общества защиты прав потребителей вообще не имели права спрашивать у продавца «Обжорки» никаких документов. Хотя по закону о торговле сертификат качества на товар вправе потребовать любой покупатель! Пользуясь случаем, я спросила у контролера, каким образом ведется на рынке проверка документации. «Я этим не занимаюсь, — прозвучал ответ, — это функции нашего санитарного врача». Что ж, видно, недоглядел санврач — у купленной нами для проверки муки «Обжорка» документов и сертификатов не оказалось… документов на муку в принадлежавших ему торговых павильонах снова не оказалось. Из всех проверенных нами торговых точек документы были лишь у ЧП Балалаевой, чей контейнер расположен в «Казачьей слободе». Мука там продавалась в таре производителя, без всяких фасовок по полиэтиленовым пакетам. Потому что, если предприниматель работает честно, тратиться на фасовщика ему просто не имеет смысла.
— Все материалы, — подвели итог представители общества защиты прав потребителей, — мы передадим в Роспотребнадзор, организацию, взявшую на себя функции реорганизованной торговой инспекции, и городской ОБЭП. По новому закону если на предпринимателя нет жалоб, то его торговую точку эти организации могут проверять не чаще, чем раз в два года. У нас этих жалоб накопился вагон, и есть повод устроить торгующим мукой внеочередную проверку. Если нарушения подтвердятся, их ждут крупные штрафы.
Чем стихийная торговля отличается от нормального, цивилизованного рынка или ярмарки? Формально — тем, что на последних за качеством и документацией товара должны следить. Это прочно сидит в голове у каждого покупателя, и, отправляясь за покупками в такое место, он свято верит, что от разного рода суррогатов его спасут недалекие проверяющие организации, а каждодневный контроль администрации рынка. То, что на четырех ярмарках, которые мы посетили, документов на товар и, следовательно, должного контроля не оказалось, — согласитесь, уже диагноз.
Вернувшись в редакцию, мы подняли правила торговли на рынках в городе Омске и выяснили, что контроль за документацией на товар в функции контролеров действительно не входит. В указанных правилах как-то вскользь сказано, что заниматься этим должны санитарные врачи. В отличие от контролеров, санитарных врачей на рынках — один, максимум два. Торговых мест — десятки, наименований товаров и того больше. Проверить всё санитарные врачи не успевают физически. В результате от покупки некачественной подделки не застрахован сегодня ни один покупатель. Как ни печально… Правила торговли на рынках Омска были разработаны еще пять лет назад. Может быть, пришла пора внести коррективы?
Р. S. Купленную муку представители общества защиты прав потребителей передали для проверки в лабораторию ОАО «Мельница». Вот ее вердикт: «От продукции ОАО «Мельница» данная мука отличается более крупным помолом и не является мукой нашего производства. Сорт муки колеблется между высшим и первым». А значит, о пышности булок, испеченных из такой муки, покупателям придется лишь мечтать…