Во многом именно они способствовали тому, что последние пять лет в отрасли машиностроения, идет неуклонный подъем, причем завидными темпами — в прошлом году прирост объемов производства составил здесь 37 процентов, в два с половиной раза больше, чем в целом по России. Надо полагать, и нынешняя ВТТВ принесет пользу нашей оборонке.
Проблемные предприятия ОПК в Омске есть, хотя год от года их становится все меньше, но главная головная боль — «Трансмаш». С той первой, прошедшей в 1996 году ВТТВ руководство области старалось заострить внимание высокопоставленных чинов, приезжающих к нам на выставки, на том, что на заводе необходимо сохранить танковое производство. В ответ неизменно слышалось неопределенное; «Да, конечно, неплохо бы, надо подумать как..» И дело не двигалось с места.
Власти-региона предпринимали • титанические усилия для сохранения «Трансмаша». На предприятие завели природный газ (сотни миллионов рублей ежегодной экономии), приняли от него жилой фонд и «социалку», предоставляли отсрочки по уплате налогов (в общей сложности для предприятий омского ВПК они составили более миллиарда рублей) и ссуды на погашение долгов по зарплате (100 миллионов нынешней весной), подключали к реализации областных целевых программ, даже нашли инвестора для организации гражданского производства («МегаТрансКор» вложил в дело некоторые суммы, но в марте от продолжения сотрудничества отказался).
Но в условиях мизерного госзаказа все это никак не могло спасти гиганта, который в лучшие времена выпускал продукции на два миллиарда долларов в год. Госзаказ же, бывало, падал до 60 миллионов рублей, их не хватало не то что на производство — на двухмесячную зарплату. Сейчас он составляет порядка 150 миллионов, еще столько же приносят экспортные поставки, но и этого крайне мало. По мнению министра промышленной политики, транспорта и связи области Александра Луппова, чтобы сохранить технологическое оборудование w умеющие с ним обращаться кадры, «Трансмашу» нужен заказ на 500-600 миллионов рублей плюс производство гражданской продукции на миллиард. Власти и на сей раз не преминули воспользоваться моментом и провести переговоры относительно судьбы «Трансмаша» с приехавшими на ВТТВ представителями правительства и военных ведомств.
Кое-какие сдвиги к лучшему наметились. Все военспецы признают, что в России выпускаются лучшие в мире танки по огневой мощи, скорости, маневренности, но для современного боя они имеют один крупный недостаток — отсутствие радиоэлектронной защиты. Одно это съедает все преимущества наших бронемашин, и потенциальные покупатели предпочитают приобретать американские «Абрамсы», французские «Леклерки» и немецкие «Леопарды». На конгрессе «Военная техника, вооружение и технологии двойного применения», проходившем в рамках «ВТТВ-Омск-2005», на это обращалось особое внимание.
Как один из вариантов решения проблемы, причем по мнению многих специалистов наиболее оптимальный, рассматривается вопрос организации на базе «Омсктрансмаша» модернизации танков Т-80 с установкой на них средств радиоэлектронной защиты. При этом предполагается разрабатывать эти средства на основе авиационных приборов, адаптируя их к бронемашинам. Как заявил первый заместитель директора федеральной службы по оборонному заказу генерал-полковник Сергей Маев, в случае положительного решения омские танкостроители получат госзаказ на полмиллиарда рублей. Но главным условием для этого генерал назвал готовность предприятия освоить такую сумму.
Вообще, военные, похоже, пересмотрели бытовавшую среди них точку зрения, что стране достаточно одного танкового завода и теперь дружно говорят о необходимости альтернативного производства. Правда, по словам генерала Маева, о возобновлении выпуска танков на «Трансмаше» речи пока не идет — производство будет ограничено запчастями к имеющимся машинам, их капремонтом и реконструкцией. Хотя, по мнению начальника Главного бронетанкового управления ВС РФ Владислава Полонского, армии нужен танк и с дизельным двигателем (Т-90С, производимый в Нижнем Тагиле), и с газотурбинным (Т-80У, изготавливавшийся в Омске). Мнение о том, что профильное производство на «Омсктрансмаше» нужно сохранить, поддержал и заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Игорь Гаривадский, и это вселяет надежды на возможное возрождение былой гордости нашей оборонки.