По его мнению, нашим землякам свойственна не только особая одухотворенность, но и высокая техническая культура. Слова человека, первым среди землян совершившего выход в открытый космос, дорогого стоят. И им нашлось множество подтверждений, так что это отнюдь не комплимент.
Когда подводились итоги и в числе лауреатов была названа Сибирская автомобильно-дорожная академия за разработку парашютных систем, мы, грешным делом, посчитали, что ослышались. Или же председатель Областной торгово-промышленной палаты Татьяна Хорошавина, стоявшая в это время у микрофона, просто оговорилась. Мосты, тоннели, машины, тягачи, дорожное покрытие — это все по профилю одного из старейших омских институтов. Но парашюты-то тут причем?
— Все верно, — поясняет руководитель одного из отделов регионального Министерства промышленной политики, транспорта и связи Валерий Лось. — Я и сам как член конкурсной комиссии поначалу удивился. Действительно, круг интересов ученых и студентов вуза очень широк, и их разработки выходят далеко за пределы профильной тематики. Возможно, связано это с тем, что в последнее время в Автомобильную академию пришла группа преподавателей, служивших прежде в Танковом инженерном институте.
Год назад на ее базе создан инновационный научно-технический центр. Помогать становлению студенческого конструкторского бюро взялись сотрудники факультета транспортных и технологических машин и кафедры прикладной механики. Ученые поставили перед собой цель — научить студентов конструировать еще во время учебы. Так родился макет электромобиля, управлять которым не сложнее, чем троллейбусом. Разработкой заинтересовалось Министерство экономики области.
Ведет центр исследования и в области нетрадиционных летательных аппаратов. Один из них омичи, которые побывали в эти дни в «Каскаде», могли видеть на схеме. Внешне аэроллер выглядит, как летающая тарелка. А назначение у него, как у вертолета, — по мере необходимости садиться и взлетать с неудобных площадок, включая даже городские улицы.
В отличие от студентов самые юные участники выставки постигают азы научно-технического творчества не в вузовских аудиториях, а в школьных классах и мастерских. Вместе с традиционными для своего возраста велосипедами-тандемами и другими нехитрыми, в общем-то, механизмами воспитанники Станции юных техников представили на своем стенде натурный образец трицикла. Это транспортное средство, выкрашенное в защитно-камуфляжный цвет, представляет собой трехколесный мотоцикл. В качестве мотора используется двигатель от бензопилы «Дружба». По мысли юных Кулибиных, их детище, оснащенное пулеметной установкой, может применяться как малая боевая дозорная машина в условиях труднодоступной и пересеченной местности.
Идея, конечно, сама по себе не новая — на память сразу приходят фильмы о Великой Отечественной войне. Вот они-то, возможно, и вдохновили ребят. Но не зря же говорят, что цвет, представляет собой трехколесный мотоцикл. В качестве мотора используется двигатель от бензопилы «Дружба». По мысли юных Кулибиных, их детище, оснащенное пулеметной установкой, может применяться как малая боевая дозорная машина в условиях труднодоступной и пересеченной местности.
Идея, конечно, сама по себе не новая — на память сразу приходят фильмы о Великой Отечественной войне. Вот они-то, возможно, и вдохновили ребят. Но не зря же говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. Во всяком случае, по словам Александра Луппова, военные обратили внимание на эту разработку.
Приятно удивил стенд регионального управления Федеральной службы исполнения наказаний. Если бы не вывеска, то вполне можно было подумать, что это представительство какой-нибудь компании, занимающейся производством старинного оружия. Его соседями по экспозиции оказались две фирмы из Златоуста с традиционной для этого уральского города продукцией — ювелирными украшениями и дорогими, отделанными золотом шашками, саблями и кинжалами. На поверку же оказалось, что сувенирное холодное оружие, изготовленное заключенными омских зон, ничуть не уступает тому, которое уже веками делают уральские мастера. Во всяком случае, чисто внешне. Это не продукция с конвейера. Каждое изделие — раритет. Изготавливают их, оказывается, сразу в нескольких местных колониях.
Зона, срок и производство оружия… Вместе эти понятия как-то с трудом укладываются в сознании.
— Не пойдет ли это изящное оружие в ход по своему прямому назначению непосредственно в местах лишения свободы? Не попадет ли оно за их пределы нелегальным путем в криминальную среду?
— А режим зачем? Подобное просто исключено, — успокаивают сотрудники управления.
— Каждая вещь — штучный, по сути дела, товар. Как быть, когда мастера выйдут на свободу? И не захотят ли они уже на воле применить свои умения в не самых, скажем так, благовидных целях?
— Налажена система обучения. При этом принимаются во внимание многие факторы — встал ли отбывающий наказание на путь исправления, его поведение…
Настоящим хитом для посетителей стал движитель скромного учителя труда из Ушаковской средней школы Муромцевского района Николая Кирченко. Вместе со своими учениками он перенес принцип работы аэросаней на надувную резиновую лодку, которая развивает скорость до 15 километров в час, и даже на обыкновенный велосипед. Тот и вовсе может по асфальту преодолеть за час 70 километров.