КАК ВО ГРАДЕ ОМСКОМ КАЗАКИ ГУЛЯЛИ

КАК ВО ГРАДЕ ОМСКОМ КАЗАКИ ГУЛЯЛИ

По области прокатилась волна IV Межрегионального фестиваля казачьей культуры "Наследие"

Такое случается только в Омске. И это не случайно. Именно у нас в одном из первых регионов России начиналась работа по возрождению традиционной казачьей культуры, обычаев, обрядов. Историческая справка: с 1808 по 1917 год Омск был административным центром Сибирского казачьего войска. По сей день у всех на слуху: Казачья церковь, Казачий рынок, Казачья слобода — после службы в Свято-Никольском казачьем соборе — торжественное построение: в нем участвуют представители 31 творческого коллектива из 8 регионов России и Казахстана, из 22 городов и сел Новосибирской, Ленинградской, Саратовской, Тюменской, Кемеровской областей, представители Сибирского войскового казачьего общества. Общероссийской общественной организации «Союз казаков», воспитанники Омского кадетского корпуса, учащиеся Речного училища.

— Честь и слава казакам великая! — звучит из динамиков.

— Казачество сыграло огромную роль в истории государства Российского, в истории нашего благодатного Сибирского края, — сказала Людмила Александровна Чекалина, начальник отдела Министерства культуры Омской области. — Наша омская земля и то место, где мы с вами находимся, возле стен Казачьего собора и Кадетского корпуса, бывшего Казачьего училища, помнят те времена, когда до 1920 года Омск был столицей Сибирского казачества. То, что фестиваль открывается в преддверии государственного праздника — Дня России, говорит о многом. Наступило время, когда государство и общество почувствовали потребность в тех ценностях, которые на протяжении многих веков были присущи казакам: преданность Отчизне, подвижничество, высокая духовность и богатейшая самобытная культура.

НЕ ВСЕМ КАЗАКАМ В АТАМАНАХ БЫТЬ

— История казачества — она так же стара, как и история Древней Руси. Так говорят историки, — утверждает атаман Сибирского казачьего войска Сергей Максимович Толмачев. — В прошлом году мы отметили 422-ю годовщину Сибирского казачьего войска. В этом году 21 мая был проведен круг Сибирского казачьего войска, в котором приняли участие 317 человек из 11 регионов Сибири и Казахстана. Он был посвящен 15-й годовщине возрождения казачьих традиций, истории, культуры, обычаев. И прежде всего православной веры, потому что она исстари объединяла нас. Казаки присоединили к России громадные территории от Уральских гор до берегов Тихого океана. Только за это они заслуживают уважения потомков.

Если мы сегодня будем себя сверять по заморским образцам, у нас ничего не получится. Потому что Россия — страна особая. Мы должны вернуться к своим истокам и корням. Омск становится одним из главных центров духовного возрождения казачества. В прошлом году мы провели Общероссийский казачий круг, в котором приняли участие около тысячи делегатов. Символично, что именно в Омске был вновь избран Верховным атаманом Союза казаков России Александр Гаврилович Мартынов. Он получил благословение в нашем Свято-Никольском казачьем соборе, где возносили молитвы Господу государь Николай И. Корнилов, Колчак, Карбышев, Столыпин. Сейчас в Омске, как утверждают историки, каждый третий имеет казачьи корни.

Под древней святыней — знаменем Ермака — участники фестиваля совершили Крестный ход к недавно возведенному храму Всех святых на бывшем Казачьем кладбище. Это и было добрым молитвенным началом праздника.

В тот же день фестиваль с концертными программами отправился в город Исилькуль, где когда-то проходила Горькая линия казачьих оборонительных укреплений, и в поселок Черлак, известный прежде Иртышской линией обороны казачьего войска.

У НАШИХ КАЗАКОВ ОБЫЧАЙ ТАКОВ

Интересно проходит и знакомство гостей с городом и с омичами. Обзорная пешеходная экскурсия совмещается с концертами-визитками на центральных площадках города: на Театральной площади, в Сквере пионеров, у Торгового центра «Омский».

— Основа репертуара ансамбля «Волжаночка» из Саратовской области — казачьи песни, — говорит его руководитель Елена Владимировна Смирнова. — Таким сложил ся и сценический образ ансамбля. Нашему коллективу уже 14 лет. Живем мы в рабочем поселке Духовницкое на самом берегу Волги,

— У нас только в Тюмени 2 тысячи казаков да в области больше 10 тысяч, — говорит атаман Тюменского областного центра казачьей культуры Владимир Николаевич Есиков, он же руководитель народного ансамбля «Тюмень казачья». — Программа нашей работы разбита по направлениям, за которую отвечают Советы старейшин. Мы перенимаем старые казачьи традиции. Хотим их возродить и сохранить для наших детей и внуков. Допустим, есть коллективы, которые оказывают помощь селу, где возрождаются православные храмы. Мы едем туда с концертами, продаем билеты, деньги отдаем священнику.

— Мы из Бердска. «Потомки Ермака» — большой хор. К вам приехала только вокальная группа «Станица», — говорят ее участники. — У нас в репертуаре и казачьи песни, и народные, и авторские. Нам нравится казачья культура своей самобытностью. Интересные песни, задорные, веселые, патриотичные. Разучили и поем «Гимн сибирских казаков». У нас очень хорошая мужская группа, только казаков у нас в хоре 13, среди них есть реестровые казаки. В октябре нашему хору исполнилось 20 лет.

Детской образцовой фольклорной студией «Забавушка» из Улан-Удэ руководят Наталья Сергеевна Агафонова и Елена Васильевна Складнева.

— В нашей «Забавушке» занимаются дети от 4 до 17 лет. Есть и детский хор, — говорит Евгений Бурцев. — Я занимаюсь уже 6 лет с десятилетнего возраста. Мне нравятся казачье пение, танцы. Приехало нас 8 человек. Покажем все, что умеем.

— Можно позавидовать организации фестиваля, — улыбается Александр Александрович Сошин, композитор и исполнитель хора «Потомки Ермака». — Фестивали казачьей культуры проводятся только в Омске. Новосибирское управление культуры тоже планирует создать свой фестиваль. У нас есть прекрасная станица в Бердске. Природа красивая, сосновый бор. И, может быть, через год и в Новосибирской области пройдет фестиваль казачьей культуры.

Мы должны привлечь к нашему движению молодежь, оторвать ее от пива, от наркотиков. А для этого нужен крепкий казачий кулак, не в смысле силы, что вот-де кого-то поколотим. Кулак — как знак сплочения, дружбы, единства. Надо детей привлекать к творчеству с самого раннего возраста.

КАЗАК БЕЗ ПЕСНИ, ЧТО СОЛДАТ БЕЗ РУЖЬЯ

В последний день фестиваля в Доме дружбы была развернута выставка казачьего декоративно-прикладного творчества, боевого оружия, казачьих костюмов и предметов быта. Здесь же прошла творческая лаборатория «Казачья культура через призму XXI века».

И как заключительный аккорд — праздничное народное гулянье «Как во граде, да в Омском казаки гуляли». В культурно-спортивном комплексе «Зеленый остров» вдоль берега Иртыша раскинулась казачья станица с заставой, избами, хатками, мельницей, коновязью. Здесь проходили театрализованные, игровые, конкурсные, концертные программы.

Покататься на лошадях, научиться их запрягать, поучаствовать в народных играх и забавах, услышать казачьи песни и байки — все это для тех, кому посчастливилось побывать на празднике.

Все завершил песенный казачий круг в исполнении самых талантливых участников Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Наследие». И песни те плыли по Иртышу далеко-далеко…