Греческий географ и историк Страбон описывал его как огромный комплекс зданий и садов, с богато декорированными лекционными и банкетными залами, которые были связаны между собой галереями. Сегодняшний день с его культурно-художественными «достижениями» не всегда позволяет музеям выглядеть столь же радужно.
«МЕРТВЫЙ ДОМ» ПО-ПРЕЖНЕМУ МЕРТВ
Ветхое здание с облупившейся штукатуркой, полусгнивший пол, полностью разрушенный санузел… Если вы решили, что этот дом предназначен для сноса, то вы ошиблись. Так выглядит литературный музей им. Ф.М. Достоевского. Как здесь ни вспомнить знаменитые слова писателя: «Красота спасет мир». По поводу этого в стенах музея сейчас можно только иронизировать. Ведь трудно размышлять на тему красоты, когда в помещении после света улиц на тебя «обрушивается» сумрак и угрюмость «Мертвого дома». Очень тяжело привыкнуть к своеобразной атмосфере, созданной темными стенами, перекрытиями в виде черных крестов и серыми пятнами документов, расположенных в витринах. Более того, часть экспозиции уже давно требует изменения хотя бы своего идеологического содержания. Однако, как здание не реставрировалось за все время существование музея, так и экспозиция не менялась долгие годы. С открытия-то прошло уже 18 лет… По словам директора музея Виктора Вайнермана, из-за отсутствия достаточных выставочных площадей невозможно устраивать временные экспозиции, которые могли бы привлечь посетителей. Сотрудники музея вынуждены создавать переносные выставки, выезжать с ними в школы. Правда, у музея есть еще одно здание, но оно пустует из-за аварийного состояния.
Казалось бы, музей давно требует реконструкции и реставрации. Это собирались сделать еще в 1996 году, когда губернатор принял решение выделить средства на восстановление должного облика музейных зданий. Но принять решение и осуществить его — не одно и то же. На сегодняшний день сумма, требующаяся на восстановление музейного комплекса, составляет более девяти миллионов рублей. При полном финансировании в течение двух лет музею можно было бы вернуть достойный вид.
Конечно, можно попробовать найти спонсоров, как это сделали другие городские музеи. Но Виктор Соломонович говорит, что уже обошел потенциальных меценатов. Денег никто не дал, объясняя, что в настоящий момент этот музей не привлекателен для вложения капитала. Но при этом директор музея твердо уверен, что забота об этом учреждении культуры — приоритет не спонсоров, а государства. Хотя я лично считаю это утверждение достаточно спорным.
Так или иначе, но проблема музея им. Ф.М. Достоевского является достаточно острой, чтобы не обращать на нее внимания. Ведь цивилизованный мир связывает Омск в первую очередь с именем великого писателя. И мемориал Федора Михайловича, конечно, при соответствующем оформлении и поддержке — вполне может быть интересным туристическим объектом. Например, руководство агентства «Евразия-Тур» неоднократно высказывалось в пользу такого проекта и даже было не прочь позаниматься организацией туров «К Достоевскому».
А сегодня территория вокруг разрушающихся зданий все чаще становится пристанищем алкоголиков и наркоманов. 9 мая буквально под каждым кустом этого укромного уголка был устроен «пикник». Но некому и не на что соорудить даже элементарного ограждения.
А НОВИНКИ — В ЗАПАСНИКАХ
История нашего края во всем ее богатстве представлена в историко-краеведческом музее. Парадоксально, но взрослые люди, за исключением сотрудников, — здесь встречаются редко. Зато дети с удовольствием рассматривают археологические и исторические экспонаты. Рассказ начинается с тех времен, когда на территории Западной Сибири можно было встретить мамонта, его скелет и встречает посетителей в самом начале экскурса в прошлое края. Заканчивается экспозиция свидетельствами наших дней. Что касается идеологического содержания экспозиции, то она по понятным причинам лишилась своей коммунистической окраски и соответствует современным представлениям о событиях давно минувших дней. Жаль только, что сами экспонаты не менялись уже довольно долго. А за это время в фондах музея появились другие, куда более интересные находки, привезенные из археологических и этнографических экспедиций.
СИБИРСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА
Если смотреть со стороны улицы Декабристов на бульвар Л. Мартынова, то сразу видишь здание Сибирского культурного центра. Не заметить его невозможно, так как в окружении каменных коробок деревянный теремок выглядит настоящей жемчужиной. Сибирский культурный центр — это не музей по своему статусу, однако таковым он является по своим функциям. В Европе уже давно существует такой тип музеев, как музей-форум, и Сибирский культурный центр вполне ему соответствует. Здесь не только экспонируются предметы из прошлого, но также закладываются основы культуры будущего. Посетители хотят не только насладиться плодами русской традиционной культуры, но и сами участвуют в их создании. В центре работают мастерские народных промыслов, проходят традиционные русские гуляния. Не так давно в Сибирском культурном центре сыграли настоящую свадьбу с исполнением всех традиционных обрядов. Решение играть свадьбу в центре возникло не случайно, молодые люди познакомились на регулярно проводимых вечерках. Таким образом, можно говорить о том, что центр для многих открывает тайны духовной общности.
ПИРОГИ «ДОМА ШТУМПФА».
В 1991 году в доме, когда-то принадлежавшем инженеру Штумпфу, открылся музей им. К. Белова. Здание это является памятником деревянного зодчества XX в. А музеем руководит дочь К. Белова — Вера Кондратьевна. Именно она разработала новые формы работы, которые пользуются огромной популярностью. По субботам открывается музыкально-литературная гостиная с участием артистов Омской государственной филармонии из творческой мастерской «Монолог». А каждый понедельник в музее собираются художники и пишут с натуры портреты. На такие художественные понедельники может прийти каждый.
Музей славится не только камерными концертами, но и фирменными пирогами из русской печи (она сохранилась в доме).