ЭВТАНАЗИЯ ПО-ОМСКИ

Сын из милосердия задушил парализованную мать

7 декабря, около восьми вечера, постовой, несший службу у магазина «Яблонька», обратил внимание на подозрительного человека, не менее получаса отрешенно стоявшего на остановке. Мужчина был одет явно не по сезону: на улице собачий холод, а он — в резиновых сапогах. Это и насторожило сержанта. Он подошел к незнакомцу, как положено представился и предложил пройти в стационарный пост милиции — для проверки документов. Мужчина не сопротивлялся.

— Я хочу во всем признаться.

— В чем именно?

— Я вчера мать убил. По названному задержанным адресу отправили оперативно-следственную группу. И действительно — в спальне на кровати лежала без признаков жизни пожилая женщина, с накрытым подушкой лицом. В другой комнате обнаружили следы неистового погрома: кто-то топором раскроил пополам запиравшуюся на замок дверь и, ворвавшись внутрь, порубил все вещи.

Биография

В душевной полноценности своего подопечного следователь усомнился не сразу. Однако общение с Федоровым с каждым днем все больше укрепляло его в своих догадках, и в конце концов убийца попал «под микроскоп» судебно-психиатрической экспертизы. Здесь сочли нелишним покапаться и в его прошлом.

Учился Сергей абы как, переваливался с «двойки» на «тройку». Единственный, предмет, который ему давался на «хорошо» — литература: Сергей много читал. Возможно, приключенческий жанр в то время развил в нем страсть к путешествиям — еще будучи школьником, никому не сказав ни слова, он «дикарем» уезжал в Москву, в Прибалтику: «Хотелось посмотреть как там люди живут».

После восьмилетки Сергей, не желавший получать профессию, устраивался грузчиком, но вскоре уволился. С тех пор трудился немного, все больше сидел дома, у телевизора. А когда в 1999 году парализовало мать, он и вовсе отказался от работы — с тем, чтобы всегда находиться рядом с больной. Существовали на пенсию Марии Николаевны.

Все это объясняется только одним: трагической неприспособленностью этого человека к жизни. Он открыто страшился окружающего его мира, сторонился людей, всегда стремясь запереться от них в своем тесном футлярчике. Поэтому у него никогда не было ни друзей, ни женщин. Мало того, никогда не ладились отношения у Сергея и со старшим братом, которого с раннего детства он считал своим личным врагом.

Исповедь сумасшедшего

«Брат на меня и на мать постоянно давил, открыто выживал из дома. Когда он находился в квартире, я старался всегда сидеть к нему спиной, не мог смотреть ему в глаза, потому что он сразу начинал меня цеплять, упрекая в том, что я не зарабатываю. От этого у меня всегда было плохим настроение: я понимал, что живу зря, не могу ни одеть себя, ни прокормить. Иногда я срывался, и у меня появлялись мысли покончить с собой. Тогда я уходил, пил с разными — чтобы стало легче.

Когда парализовало мать, стало еще хуже. Брат жил с нами, но закрывал свою дверь на ключ, он нас ненавидел, хотел чтобы нас не было. В последнее время я стал особо остро чувствовать, что сдаю свои позиции: он меня выживет из дома, а мать сдаст в приют для инвалидов. Тогда я решил уйти из жизни. Сдерживало только то, что, если я с собой покончу, мать без меня пропадет — брат бы за ней не ухаживал.

Я пытался спастись в обществе «Свидетелей Иеговы». Около полугода не пил, читал Библию, и мне стало легче, появилась вера в то, что вот-вот что-то улучшится. Но потом все сломалось, я почувствовал, что во мне нет искренности, что я хожу в церковь не от чистого сердца. И во всем признался своим единоверцам. Мне объяснили, что Дьявол похитил мое сердце и вошел в мою душу, и что мне не будет избавления, раз я отказался от Бога. И случилось как по Библии: брат начал истреблять брата, сын враждовал с матерью -мы жили в ненависти. Я считал, что нас преследует какое-то семейное проклятье, и решил, что мне и матери надо уйти из жизни. Я хотел сброситься с высокого здания, но сначала я должен был убить ее — чтобы избавить от страданий. Но сейчас я такое натворил, и получается, что все отдал врагу…»

Развязка

Вечером 6 декабря Сергей, приготовив ужин, собрался спуститься за сигаретами. Вошел к матери, чтобы переложить ее с кресла на кровать.

— Ты, сынок, куда-то собрался? А кто же за мной будет смотреть?..

Равнодушно смотреть на немощь старушки Сергей больше не мог. Молча набросил ей на лицо подушку — держал до тех пор, пока не понял: все кончено. Выплеснув напоследок с помощью топора в комнате брата накопившуюся на него за много лет обиду, решительно шагнул в пугающую пропасть улиц -возвращаться домой он больше не собирался.

Весь следующий день убийца провел на крыше одного из многоэтажных домов, пытаясь сброситься на асфальт. Но не смог…

Определение областного суда: «Федорова С. А. от уголовной ответственности освободить, применить к нему принудительные меры медицинского характера — лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа».