Почему такое произошло — понятно из названия возвращённого теперь к жизни шедевра на сюжет из Евангелия «Жёны, издали смотрящие на Голгофу». В атеистический период советской истории России религиозная тематика если и не была совсем под запретом, то и не поощрялась властью. Да и на реставрационные работы и по тем временам нужны были немалые деньги. А стоило ли их тратить на «каких-то» жён, в скорби, ужасе и преклонении будто бы возносящихся к возвышенности близ Иерусалима, на которой и креста-то не видно с распятым Христом? Не соцреализм, однако…
Теперь картина Михаила Боткина, на реставрацию которой понадобилось более года, вернулась к людям. Написанная в Риме 134 года назад по мотивам одного из евангельских сюжетов, впервые она была выставлена в Петербургской академии художеств, а в первой четверти уже минувшего XX столетия, подаренная дочерью художника Омскому музею, некоторое время экспонировалась в его залах, пока не нашла последний, казалось, приют в запасниках. Должно быть, это и спасло шедевр живописца от уничтожения. Ведь даже в самых современных справочниках и энциклопедиях по искусству имя Михаила Петровича Боткина замалчивается, тогда как имена родных его братьев — Василия и Сергея, — прославившихся, соответственно, в публицистике и медицине, по сей день на слуху. Вспомните хотя бы знаменитую переписку Василия Боткина с Белинским или «болезнь Боткина» по имени его брата Сергея. Теперь, даст Бог, о возрождённом полотне Михаила Петровича, родившегося в 1839 году, а почившего в 1914, станут говорить, возможно, так: «Это — Голгофа Боткина».