Их число и так уже превысило допустимые пределы. Об этом говорят многочисленные обращения в областную, городские и сельские санитарные службы.
Грызуны оккупировали многие подвалы и мусоропроводы, крысы вольготно себя чувствуют на свалках и мусорных кучах частного сектора, на токах и складах сельских районов, а владельцам садовых участков нет прохода от мышей-полевок.
— Что вы хотите: за последние десять лет организованная дератизация (борьба с вредными грызунами) у нас практически сведена на нет, — говорит ведущий врач-дезинфектолог Анатолий Ракитин. — И бюджетные, и акционированные организации ссылаются на отсутствие средств. Но материальные потери от «деятельности» крыс и мышей потом оказываются на порядок выше. Увы, об этом думать как-то не принято.
По словам Анатолий Васильевича, в ряде сельских районов ситуация стала просто угрожающей. Например, в Большеуковском районе, где крысы в последнее время наносят серьезный урон акционерным обществам и фермерским хозяйствам. Но материальный ущерб — еще далеко не самое страшное. В том же Большеуковском районе, да и гораздо ближе к областному центру — в восьми районах Крутинской зоны — отмечены эпизоотии туляремии и омской геморрагической лихорадки среди водяных крыс. А это значит, что опаснейшие заболевания широко охватили уже и домашних крыс, и в любой момент могут заразиться люди. Не менее серьезная ситуация и по клещевому энцефалиту, а полевые мыши, как известно, являются одними из главных прокормителей и разносчиков клещей. Хватает у грызунов и других опаснейших инфекций. Чтобы избежать серьезных последствий, необходимо срочное массовое истребление крыс-мышей, прежде всего в местах их наибольшего скопления. В Омске это пойма Оми, район поселка Карьер, старый Кировск и, конечно, свалки бытовых отходов.
— Разумеется, с вредными грызунами мы боремся, — отмечает врач-дезинфектолог Владимир Чайка. — В нашу службу и в другие организации, которые занимаются истреблением вредных грызунов, обращаются за помощью и различные фирмы, и предприятия, и частные лица. Но эффект от принимаемых мер в таких случаях минимальный — необходимы одновременные сплошные дератизации на территориях целых микрорайонов и частного сектора. А иначе, начинают крыс и мышей травить в одном месте — они перебегают на другое, а вскоре возвращаются обратно.
Врачи-дезинфектологи уверяют: настоящая борьба с грызунами, особенно с крысами — не такое уж простое дело. И недостаточно рассыпать отравленную приманку или наставить капканчиков. Когда за истребление отрядов крыс берутся специалисты, они придерживаются определенной тактики. Сначала вредных животных просто прикармливают. Ведь, как известно, старые опытные крысы сначала заставляют «отведать» новой еды молодых. И только после такой дегустации, если с разведчиками ничего не случится, приманку начинают пожирать и другие крысы. Вот тогда-то и рассыпают отраву, приготовленную на основе «апробированного» крысами продукта. Кстати, этот продукт изначально порой непросто бывает выбрать. Где-нибудь на мясокомбинате или на току зажравшиеся крысы что попало есть не будут. Потому были случаи, когда их удавалось выманивать только на курятину, свежие яйца или рыбу. Бывают и грызуны с извращенными вкусами. Тогда в ход приходится пускать, скажем, земляничное мыло.
Ну а тем, кто борется с вредными грызунами самостоятельно, дезинфектологи советуют покупать отравленную приманку только в специализированных магазинах: при ФГУ ЦСЭН, в ГП «Профилактика» или в магазинах для садоводов-огородников. В разных же «случайных» фирмах и, тем более, с рук можно купить приманку, содержащую яд с просроченным сроком годности или же просто слишком слабый. И, наоборот, можно приобрести сильнодействующие вещества, которые вместе с крысами могут извести домашних животных и отравить людей. Не рекомендуют специалисты покупать и ультразвуковые приборы для отпугивания грызунов: их можно применять только в нежилых помещениях.
Крысы и мыши живут вместе с человеком с незапамятных времен. И совсем избавиться от этих соседей, увы, невозможно. Но хотя бы держать численность вредных грызунов в разумных пределах нам под силу.