Так уж получается, что спонсируют проекты российских добровольцев различные зарубежные фонды. Благотворители не скрывают, что у них свой интерес к тому, чтобы в России развивались разные виды добровольной помощи населению. Некоммерческие фонды, благотворительные организации в развитых странах давно уже играют роль одного из институтов гражданского общества. Там никого не удивляет, почему врач несколько часов в неделю бесплатно лечит малоимущих, почему молодежь и пожилые люди также бескорыстно занимаются тем, что называется социальной работой.
И хотя российский человек традиционно считает себя обладателем широкой национальной души, несколько лет назад, когда благотворительные фонды развитых стран начали обращать внимание на Россию, предлагать свою поддержку, у многих это вызывало подозрительное отношение, вплоть до обвинений первых миссионеров в шпионаже и сборе сведений стратегического назначения. После падения «железного занавеса » многое в остальном мире нас удивляло и казалось непонятным. Собственно, и сегодня отчасти такие настроения живы в самой разной среде. Воспитанные на единомыслии, на четких стереотипах поведения в условиях тоталитарного режима, мы не могли понять многого в жизни остального мира. Но скажите, какие сведения может собрать Фонд Сороса, выделивший грант на бесплатную правовую помощь омским женщинам и несовершеннолетним, пострадавшим от насилия? Или — какие тайны можно вывезти из Омска через Общественную палату области, которая также в течение уже нескольких лет не без помощи западных спонсоров помогает некоммерческим организациям самых разных направлений деятельности, а сейчас активно проводит мероприятия Года добровольца? Оговоримся сразу — не надо путать добровольческое движение с потоком сектантства, также хлынувшего в Россию. При ближайшем рассмотрении эти два разных по природе явления легко поддаются опознанию. Депутат Законодательного собрания, руководитель отделения Республиканской партии России в Омском регионе, врач-психиатр по профессии, Андрей АВДЕЙЧИКОВ известен многим в городе. Уже дважды жители Ленинского округа избирали его своим депутатом — в горсовет, а затем в Законодательное собрание. Предпочтение в депутатской работе Авдейчиков отдает проблемам социальной направленности. А вот уже два года активно, занимается развитием добровольческой, благотворительной деятельности в Омске. Именно он привлек к сотрудничеству с омскими общественными организациями российский фонд «Новые перспективы». Этот фонд работает в 49 регионах России. «Новые перспективы» имеет контракт с фондом Форда на оказание помощи молодежным организациям и отдельным группам молодых людей России. Это так называемые малые гранты на проведение программ социальных услуг и социальной помощи населению. Программа так и называется «Добровольная помощь населению». Омские молодежные организации уже получили на эти цели через фонд «Новые перспективы» более 250 тысяч рублей.
— Андрей Генрихович, почему Фонд Форда работает именно с молодежными организациями? И какова, на ваш взгляд, природа и перспектива добровольчества в России? Это вопрос не только депутату, но и врачу-психотерапевту, знатоку человеческой души.
— Это целый комплекс вопросов, и на них нет единого ответа. Думаю, что западные благотворительные фонды уже выработали свою позицию в том, что касается поддержки добровольческого движения у нас. В принципе, они готовы оказывать поддержку, потому что считают — мир сегодня это единый поезд, а значит, если в одном вагоне что-то неблагополучно, это может привести к общей катастрофе. Там хорошо помнят холодную войну, помнят, что Россия остается ядерной державой. Если хотите, нас по-прежнему немного боятся. По большому счету западный мир хочет видеть Россию стабильной страной. Ведь многое из того, что мы переживаем сегодня, в том числе аналогичные социальные проблемы, там уже научились сглаживать, смягчать, и готовы нам в этом помочь.
Ставку на молодежь зарубежные благотворители делают из чисто рационального подхода. У молодых людей нет предубеждения против заграницы, нет подозрительности, а через 10-20 лет это будет основное население России. Значит, с ним и надо работать, прививать ему ценности гражданского общества. Фонд не работает с коммерческими организациями, максимальный размер гранта — всего 500 долларов США. Эти деньги не могут быть истрачены на заработную плату участникам проектов. Типы деятельности, на которые выделяются гранты — например, уборка территории детского дома или другого социального учреждения, организация праздника для детей интерната или детского дома, покраска, ремонт домов престарелых, экологические проекты, ремонт инвентаря в социальных учреждениях. При этом средства тратятся на инвентарь, материалы для ремонта, саженцы и т.д. Омские некоммерческие организации уже выиграли и использовали в рамках проекта «Добровольная помощь населению» 14 грантов. В Ленинском округе добровольцы из семейного клуба «Добродея» расчистили 2 гектара пустыря, оборудовали детскую площадку, вывезли мусор, разбили сквер. В поселке «Южный», уже в рамках другого гранта, «Добродея» произвела наружный ремонт 10 жилых домов ветеранов. А у людей, которые своими руками приводят в порядок микрорайон, где они живут, меняется и отношение к городу, к улице. Во всяком случае, они начинают чувствовать себя гражданами, и уж, наверное, примут участие в очередных выборах. «Центр русской культуры» убрал и благоустроил территорию Куйбышевского пансионата ветеранов труда. Активно участвует в благотворительности клуб многодетных семей «Надежда». Дважды в рамках гранта они своими руками шили для себя комплекты постельного белья, а материалы для этой цели были оплачены фондом «Новые перспективы». Сотрудничаем мы и с КТОСами, и с религиозными организациями. В Ачаирском монастыре добровольцы из «Гражданского долга» убрали прилегающую зону, посадили около 100 деревьев и кустарников, а потом была теплая встреча с архиепископом Омским и Тарским Феодосием, добровольцев даже угостили обедом. Под руководством Евгения Щербахи в Порт-Артуре тоже посадили около 100 саженцев, разбили 4 клумбы. Всех малых, но нужных дел и не перечесть. Добровольцы нашли спонсоров для благоустройства территории вокруг озера Круглое, оборудовали зимний сад в интернате N 16, построили скалодром в интернате, сделали ремонт детского зоопарка.
Есть такая организация «Пища жизни», руководит ею Юрий Бочков. Он занимается тем, что кормит бесплатными обедами неимущих, в разных частях города раздал уже более 10 тысяч порций, тоже за счет благотворительности. Кто скажет, что все это никому не нужные дела?
— Но почему к добровольчеству тянутся в первую очередь молодые? Почему это явление все еще неоднозначно оценивается массой обывателей, которые не то что в детском доме не пойдут ничего делать, а в собственном дворе на субботник не выйдут?
— Малая степень активности российского населения выражается во многом, в частности, в том, что многие у нас не привыкли рассчитывать на себя, а ждут помощи со стороны — от государства. Целый пласт населения с приходом перемен, и в самом деле не всегда разумных и оправданных, растерялся, немало людей вообще оказалась деклассированными, попросту говоря опустились. Мне приходилось участвовать в мозговых штурмах в Москве, где демократы в свое время пытались найти этому объяснение. Конечно, крепостное право, вытекающую из него психологию, когда ничего своего собственного у массы подданных Российской империи не было, со счетов не сбросишь. 70 лет тоталитаризма с его огромными жертвами, когда человеческая жизнь не имела никакой цены, тоже не вычеркнешь. Но корни безынициативности, инфантильности большого числа наших сограждан гораздо глубже. Поначалу мы остановились на эпохе Петра Великого — реформатора, ценой больших жертв и жестокости перевернувшего Россию. А потом пошли еще дальше вглубь веков. Пусть никому эти мысли не покажутся крамольными на фоне возрождения православия, что сегодня безусловно благотворно для духовной атмосферы общества. Но мы дошли до принятия православия князем Владимиром. Вспомним, что славяне до той поры были язычниками, а это означало, что они считали себя детьми Богов. Язычество по своей природе более свободно, чем принятое 1000 лет назад нашими предками православие. Человек же в православной религии практически изначально грешен, он как бы априори виноват перед Богом, не свободен в своих действиях. И не случайно коммунистический режим, тоже не относившийся к личности с уважением, переписал в моральный кодекс строителя коммунизма почти все заповеди православия. Этот тезис объясняет также и тот факт, что наш электорат традиционно склонен сочувствовать обиженным, пострадавшим и поднимать их на щит. А образ инфантильного интеллигента, буквально насаждавшийся советской литературой более позднего периода? Человек в российской ментальности — песчинка, судьба его зависима от многих обстоятельств. А ведь в жизни многого добивается тот, кто считает себя хозяином судьбы. В этом смысле наиболее экономически рациональной и эффективной оказалась, как ни странно, другая ветвь христианства -протестантство. Именно страны, где традиционно преобладающей верой является протестантство, живут сегодня наиболее стабильно и благополучно.
Конечно, историю не перепишешь и сетовать на нее бесполезно. В российском менталитете есть много хорошего, давшего плоды в виде искусства, литературы, культуры в целом. Но что есть, то есть — к рыночной психологии наш менталитет приживается с большим трудом. Вот почему сегодня так важно сделать и молодым, и не очень молодым людям прививку гражданского отношения к жизни. И добровольчество — одна из эффективных форм этой прививки необходимого в сегодняшней жизни чувства хозяина своей судьбы, своего дома, своего города.
Для желающих принять участие в программе «Добровольная помощь населению» контактный телефон 25-03-83, адрес: ул. Карла Либкнехта, 33, кабинет 912.