Много что изменилось в Омске после прихода нового руководства города во главе с мэром Виктором Шрейдером. В том числе, в детских садах и школах. Новый начальник городского Управления образования Владимир Куприянов решил резко омолодить кадры заведующих садиками и директоров. Прежний руководитель Сергей Канунников тоже много что сотворил в этом направлении. Но, как говорят, в основном, по делу. Несмотря на прежние заслуги, он увольнял, скажем, престарелых руководительниц, засыпающих на уроках или падающих по этой же причине со стульев в своих кабинетах. Куприянов же (как утверждают, по указанию мэра) начал широкомасштабное омоложение кадров. Процесс этот, в принципе, неизбежный. Но беда заключается в том, что уволенных руководителей некем заменить.
Работники детских садов и школ говорят, что время для «зачистки» было выбрано неслучайно. В июле-августе у многих руководителей истекает срок контракта. И, в отличие от рядовых воспитателей и учителей, их можно уволить безболезненно, не нарушая Трудовой кодекс. Достаточно просто не продлять договор. Весьма важно и то, что профсоюзные активисты сейчас, по большей части, находятся в отпусках и вступиться за уволенных не могут.
Впрочем, главной причиной насильственного омоложения называют «обнаруженные» в июле факты поборов с родителей. Как будто раньше никто не знал, что на выделяемые из бюджета деньги детским учреждениям не прожить! Так называемый первоначальный взнос, который вносили родители и который запретил Шрейдер, позволял хоть немного сводить концы с концами. Были тут, разумеется, и совсем грубые нарушения, когда в некоторых садиках в центре заставляли платить по 15 тысяч рублей, причем без оформления всей необходимой бухгалтерской документации. Но рынок есть рынок, и руководители детсадов хотели взять максимум возможного. Если впору конкурс среди детей объявлять, то на одно место даже на окраинах сегодня претендуют от 200 до 500 ребятишек, а кое-где — и до тысячи. После решения мэра о фиксированной оплате за детсады в 750-850 рублей в месяц (раньше можно было брать и больше в престижных заведениях), родители должны оплачивать не более 20 процентов от общей суммы за содержание ребенка. Городской бюджет финансирует только мизерные зарплаты сотрудников и оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства. Все остальное, в том числе, ремонты разваливающихся зданий детсадов, они должны делать непонятно на какие средства. Правда, порой выделяют деньги на ремонт, скажем, крыш, но эти суммы обычно не окупают и четверти работ. Еще хуже ситуация в школах. О возрожденном прежним градоначальником шефстве Шрейдер не вспоминает. Судя по всему, нынче большинство школ Первого сентября встретят учеников неотремонтированными. Если конечно, директора не подсуетились собрав деньги с родителей.
По словам работников детских садов, их руководителей, достигших пятидесяти пяти лет, увольняют без разговоров. И совершенно не задумываясь, кто займет вакантную должность. Работникам одного из детсадов Советского округа чиновники от городского образования прямо заявили: «Ищите сами кого-нибудь. А не найдете — закроем садик!». Найти «кого-нибудь» не так-то просто. Важное требование, которое предъявляют к заведующим — стаж их педагогической работы не меньше пяти лет. Молодежь уже давно не шибко рвется в садики, где начинающий воспитатель получает 1325 рублей. А заведующая без большого стажа — около 2000. Зачем молодым лишняя головная боль за смешные деньги?
В итоге заведующими назначают людей, лишь по формальному признаку педстажа, к примеру, психологов или музыкальных работников. В одном из садиков едва не появился «усатый нянь». Сорокалетнему мужчине — аккордеонисту, халтурящему музработником в детском саду, настоятельно посоветовали занять должность заведующего. Но он не захотел пойти по стопам героя из «Джентельменов удачи» — и категорически отказался. При этом себя любимых чиновники на пенсию насильно не отправляют. Они работают, пока новый мэр «омоложение» не проведет. Сотрудники детсадов считают: нынешнее омоложение, в любом случае, городскому руководству на руку. Если оставшиеся работники разбегутся, можно будет со спокойной душой закрыть вверенные учреждения. Нищий городской бюджет от этого только выиграет.