«Джек, 1995-2003. Юта, 1995-2005». «Мусенька, 12 лет». «Прощай, Норочка! 2 июля 2002 г.». «Прости нас, Чарлик! Самый лучший пес!» Аж мороз по коже… Это — кладбище домашних животных. Разумеется, нелегальное. Но другого в Омске нет.
Иметь домашних любимцев — тяжелейший крест. Потому что живут они гораздо меньше людей. Все, кто это испытал, меня поймут. Когда приносишь домой трогательный меховой комочек с любопытными глазенками и разъезжающимися лапками… Когда вытираешь лужи, варишь кашу, со вздохом глядишь на съеденную обувь и изодранные обои. Но зато как радуется душа, когда маленькое существо прочно влезет в нее всеми четырьмя лапами! И уже представить невозможно, что когда-нибудь настанет час — и ты по привычке протянешь руку, а погладить уже некого… Об этом просто не думается в течение всей счастливой кошачье-собачьей жизни. А самое ужасное — это кончина. Зверь не человек. Он не может объяснить, как ему плохо. Не может попрощаться и в последний раз сказать, как он вас любит. Он просто тихонько скулит и плачет. Или молча смотрит такими глазами, что хочется умереть вместо него.
И как после этого поднимется рука выбросить отстрадавшее тело четвероногого друга на свалку? Или утопить в сточной канаве? Хочется же проститься с ним по-человечески. Хочется чувствовать, что он, пусть мертвый, все равно где-то рядом — покоится в своей могилке. Только вот с могилкой-то и проблема!.. Так и рождаются стихийные кладбища. В лесополосах, парках, близ садовых массивов и на пустырях.
Одна особо чувствительная дама рассказывала автору этих слов ужаснейшую историю. Своего отжившего спаниеля она завернула в клетчатую китайскую сумку и похоронила на пустыре за гаражами. Меньше чем через год площадку стали расчищать под строительство и рыть под будущий фундамент. У нее и так-то душа изболелась, а однажды, проходя мимо, она обнаружила выброшенную откопанную сумку и весь кошмар, что выпал из нее… Пришлось ей в состоянии, близком к обмороку, собирать полуразложившиеся останки любимца лопатой в коробку и искать новое место…
Был случай, когда одинокая старушка всю зиму продержала труп любимого котика… в морозилке! Чтобы весной, когда оттает, похоронить. «Открою холодильник, поглажу Мурзика — мне и легче на душе…» Ужас какой. От таких душевных травм и с ума сойти недолго. Насколько лучше было бы той бабушке, если приехали бы к ней сотрудники специальной службы и взяли похороны котика на себя. Да она бы им последние сбережения за упокой котячьей души отдала! Только вот нет такой службы.
Вполне реальна история, когда две татарочки, мать и дочь, на полном серьезе просили у муфтия разрешения похоронить кота… По мусульманским обычаям на человечьем кладбище! Разумеется, никто им этого не позволил — случай все-таки из психиатрической практики. Но было бы в Омске специально выделенное кладбище домашних животных — да ради бога! Хорони ты свое зверье хоть в гробике, хоть в саване, хоть фамильный склеп заказывай. Но нет такого кладбища.
А что делать, если четвероногий друг — ньюфаундленд весом в центнер? И случись что — его три мужика с трудом с пола поднимут… Не говоря уже о том, что животные не выбирают себе смерть в удобное для нас время. И это часто случается глубокой зимой. Как хоронить?
В чиновничьем языке нет термина «хоронить». «По-ихнему» это называется «утилизировать». Да, проблемы утилизации трупов животных поднимались на муниципальном уровне уже не первый год. Да и то сводились к несчастному Кировскому скотомогильнику, который то закроют, то откроют. Кто хоть раз был там и видел эту «утилизацию» — век не забудет! Тысячи тонн гниющих лап, голов, хвостов и кишок под открытым небом… Да только ведь людям хочется не утилизировать своих питомцев, а именно хоронить!
— Все это реально, — рассказывает сотрудник одного частного похоронного агентства, попросив не называть его фамилии, — и за границей такой проблемы вообще нет. Но у нас просто в природе не существует лицензирования на такой вид деятельности! На захоронение животных, да еще и обрядовое. Вы что думаете, если бы можно было, неужели никто бы не поставил это дело на поток?! Да я бы один из первых был! Это же такие деньги… Кроме того, под такое кладбище нужен землеотвод. А это непробиваемая стена из формальностей и бюрократических преград! Не дадут ни за что! Вот бесхозные пустыри — это почему-то нормальным считается. А кусочка земли жалко…
Но животные этих формальностей не понимают. Они продолжают умирать. А мы хороним их где придется. И пусть отдельные чистоплюи от экологии будут вопить что-то о недопустимости, инфекции, эстетике — это не более чем брехня. Если проблема похорон своих питомцев висит на рядовых омичах, то и будем хоронить, где бог местечко приберег. Пока что-то «наверху» не решится.
P.S. Просим наших читателей высказать свое мнение по этой проблеме. Может, вместе нам удастся сдвинуть дело с мертвой точки? Телефон 31-94-70.
На фото: эпитафия на могиле 12-летнего пса Юстика…