ЗАО «Омсккожа» повысила стоимость своей продукции на 20%. Причина — эпидемии коровьего бешенства и ящура, разразившиеся в Европе, которые повлекли за собой рост стоимости на кожсырье на мировом рынке. В нашей стране, которая в последние годы является одним из поставщиков сырья для европейских кожзаводов, цены растут вслед за европейским. Большинство местных производителей и продавцов кожаных изделий пока не увеличивают цены, но говорят, что, возможно, в дальнейшем пойдут на этот шаг.
Европа — крупный поставщик шкур на мировом рынке. В 1998 году на ее долю приходилось почти 17 процентов используемого в мире сырья для кожевенных заводов. Однако сейчас, как сообщает газета «Ведомости» (10 апреля 2001 года), европейская мясная промышленность вдвое сократила забой коров. Это объясняется, во-первых, падением спроса на мясные продукты из-за распространения ящура и коровьего бешенства, в результате чего сократилась и выделка половины шкур, идущих на рынок как побочный продукт мясной промышленности. Во-вторых, тем, что широко практикуемое сожжение забитых животных предполагает уничтожение всей туши, включая кожу, чтобы предотвратить распространение другой очень опасной болезни — ящура. В результате на мировом рынке начали расти цены на кожсырье, а также кожу и изделия из нее. По данным Российского союза кожевников, с начала года стоимость российского кожсырья увеличилась на 60 процентов. А на готовые кожи отечественного производства — на 20.
Все эти изменения уже отразились и на омских кожевниках. Так, например, по словам специалистов ЗАО «Луч», а также частных предпринимателей, занимающихся производством обуви, стоимость выделанной кожи увеличилась по сравнению с ценами в начале года на 20 процентов. Если раньше она стоила в среднем 3 рубля 20 копеек за квадратный дециметр, то сейчас — 3 рубля 70 копеек. Что касается кожсырья, то, как сказали сотрудники ЗАО «Импульс», оно подорожало почти в два раза. Местные же переработчики кожи — ЗАО «Омсккожа» — увеличили цены на свою продукцию на 20 процентов.
Омские специалисты кожевенной промышленности считают, что рост цен на кожу связан не только с эпидемиями ящура и коровьего бешенства в Европе. Еще одна причина подорожания — это традиционное летнее повышение цен, связанное с тем, что летом значительно меньше забивают крупный рогатый скот: его выгоняют на пастбища вес набрать. (Осенью, после летних скачков цен на кожу, стоимость этого товара, как правило, не снижается). Кстати, как говорят омские поставщики, из-за этого, а также из-за того, что сейчас в Европе большой спрос на шкуры и кожу, в Омске ощущается дефицит выделанной кожи. Более того, ожидается дальнейшее увеличение стоимости шкур и кожи.
Конечно, чтобы изменение ситуации почувствовали потребители, потребуется время, поскольку пока производители кожаных изделий, в том числе и омские, используют в основном старые запасы сырья, а торговцы продают остатки одежды, обуви и других изделий из кожи. Продавцы многих омских магазинов, например «Дворца кожи», «Еврообуви», «Атланты», говорят, что поставщики готовой продукции еще не повышали цены, поэтому и в омских магазинах стоимость кожаных изделий осталась на прежнем уровне. Однако если поставщики увеличат цены, то и в магазинах они станут выше. Правда, идти на такой шаг большинство местных продавцов не хотят, поскольку в Омске и так невысокая покупательская способность. Но, скорее всего, им это придется сделать, потому что те же поставщики кожи прогнозируют дальнейшее повышение цен на этот товар.