Машина была битком набита арбузами. Крупными, зелеными и, наверняка, сладкими. Ох, как же не хватало нам в ужасной духоте «Икаруса» сочного арбуза! Мы бы многое отдали хотя б за один! Стояли мы на границе долго и внимательно наблюдали, как таможенники заставляли разгружать весь товар. А потом схватили по парочке и уволокли в свои таможенные домики. Это было в первых числах августа, в самом начале арбузного сезона…
А вспомнил я этот случай, когда в минувшие выходные услышал на базаре спор узбека-продавца с недовольным покупателем.
— Вчера я купил у твоего жулика-брата арбуз и чуть было не отравился им! — ругался мужик. — Внутри весь кислый и горький был!
— Э-э-э! Не может такого быть, — защищался узбек. — У меня хорошие арбузы, значит, и у него хорошие, мы же с одной плантации их везем. Ты еще настоящих арбузов не видел!
Так или иначе, но пришлось узбеку подарить привередливому покупателю арбуз, иначе бы он всех клиентов распугал. А коли речь пошла о плантациях, я решил поддержать разговор и выяснил, что узбек Тахир вместе со своим братом Джантаем привозит арбузы из солнечного Узбекистана. Впрочем, оттуда же везут эти гигантские ягоды и большинство торговцев.
— Мы с братом работали с малых лет на плантациях, срезали и грузили арбузы в машины, этим и родители наши занимались, — вспоминает Тахир. — Так что в арбузах я знаю толк. А потом, когда повзрослели, стали сами их перевозить на грузовиках. Тем и живем: из Узбекистана — в Россию и обратно.
Сорт, который узбеки привозят на продажу в августе, — скороспелый. Садят его в начале мая, а в августе арбузы уже лежат на прилавках. Ягода созревает за двадцать дней, правда, перед этим еще целый месяц растет. Выходит, от посева до полного созревания проходит примерно 55 дней. Самый большой арбуз, который когда-либо видел в Узбекистане Тахир, весил 48 (!) килограммов. Но в России такие гиганты редко появляются, самые крупные весят не больше двадцати.
На арбузах в Узбекистане поставлен крепкий бизнес. Их выращивают огромными плантациями. Верно сказал Тахир, что омичи вряд ли видели настоящие арбузы. В Узбекистане ими усеяны десятки гектаров. И всего за несколько месяцев их развозят по всей России. Естественно, бизнесмены, которые владеют арбузными плантациями, зарабатывают от продаж огромные деньги.
— В Узбекистане один арбуз в среднем стоит четыре рубля, — выдал мне коммерческую тайну Тахир. — А здесь мы его продаем по пятьдесят. Но ты не думай, что мы на этом большие деньги зарабатываем. Тысячи уходят на дорогу…
Путь от Узбекистана до Омска арбузы преодолевают в фурах грузовиков. Дальнобойщики везут десятки тонн полосатых ягод. В дороге они проводят не больше недели, в лучшем случае — три дня. Главная преграда, которая стоит перед арбузами на пути в Россию, — это таможня. На границе арбузы могут простоять несколько дней. А если таможенникам потребуется «прощупать» каждый арбуз, то вовсе пиши пропало. Это значит, что придется вытащить из кузова тысячу ягод, а потом загрузить обратно.
Однако братья Тахир и Джантай другим делом заниматься не хотят, ведь они — потомственные арбузники.
Наш разговор прервал еще один покупатель.
— Мне, пожалуйста, самый большой и вкусный арбуз! — солидный мужчина стал искать в груде ягод подходящий.
— Э-э-э, дорогой, вы здесь в России мало что в арбузах понимаете! — отвел его в сторону Тахир. — Давай я сам тебе выберу! Вот арбуз светлый, но уже не белый — значит, хороший! Звучит глухо, как бочка, — значит, спелый, внутри есть воздух!
— — А ты разрежь и покажи, какой он спелый! — сомневался покупатель.
Как опытный торговец, Тахир знает, что отравиться можно даже самым спелым и сладким арбузом, если его разрезать прямо на рынке. Потому и отказывает:
— Я не хочу тебя травить! Зачем резать? Поверь на слово: арбуз отличный!
Иногда арбузным продавцам крепко достается от покупателей. Пришел однажды грузин на базар за арбузом, купил разрезанный, потом возвращается и говорит первому встречному продавцу: «Отрава твои арбузы!»
Спорили, спорили, но в итоге виноват-то тот нерадивый продавец, что продает грязные разрезанные арбузы. Да и сам покупатель, согласитесь, должен же руководствоваться здравым смыслом!
— А отчего может испортиться арбуз? — интересуюсь у Тахира.
— Иногда арбузы перезревают. Мы же продаем сорт, который хранится максимум месяц.
Говорят, что такие скороспелые сорта арбузов пичкают так называемыми гормонами роста и созревания. Но Тахир об этом не слышал. Впрочем, за «здоровьем» арбузов следят не только продавцы, но еще СЭС и Роспотребнадзор. Чтобы выставить на продажу какие-либо фрукты, предпринимателю нужно получить положительное заключение Центра гигиены и эпидемиологии Омской области. Кроме того, по всем нормам, каждый фрукт или овощ должен пройти обследование в специальных лабораториях. Но, к сожалению, не на всех рынках соблюдаются гигиенические нормы. Однако санитарные службы пока не замечали грубых нарушений на рынке.
— Самые вкусные и сладкие арбузы появятся в начале октября, — открыл мне секрет Тахир. — Это особый сорт арбузов. Их можно определить по внешнему виду. На нем нет полос, он почти весь темно-зеленого цвета. Увидишь такой арбуз — сразу бери. Его можно хранить всю зиму и в январскую стужу отведать сладкого арбуза. Будет приятно!