ИЩЕМ ТАЛАНТЫ НА ЗОНЕ

ИЩЕМ ТАЛАНТЫ НА ЗОНЕ

Светлана Стасенко - режиссер, сценарист, окончила факультет журналистики МГУ, Высшие курсы сценаристов и режиссеров, лауреат многих российских и международных фестивалей, и в течение последних лет посетила несколько десятков колоний в Уфе, Красноярске, Вологде, Ижевске

Не сразу поняли омичи, как нам крупно повезло. На открытии фестиваля «Сталкер» зал кинотеатра «Первомайский» был, откровенно говоря, неполный. Но что творилось в последние дни! Люди толпами шли на хорошее кино, перед которым, как правило, проходили творческие встречи с режиссерами. Напомним, что «Сталкер» — не обычный показ нового кино: фильмы, представленные на этом фестивале, так или иначе рассказывают о правах человека. По традиции фестиваль обязательно приезжает в одну из детских воспитательных колоний. У нас она только одна — в Морозовке. Туда и отправилась режиссер Светлана Стасенко, автор фильма «Ангел на обочине», в сопровождении десятка омских журналистов.

Прямо скажем, не всегда в эту колонию так легко пройти посетителю. Родителей заключенных, которые приходят «на свиданку» каждую неделю, и тех обыскивают с ног до головы, прощупывают все сумки и передачки, что заботливые мамы и папы приготовили для своих нерадивых чад. Ну а режиссера обыскивать не стали, как и журналистов. Впрочем, у каждого забрали паспорт и мобильный телефон и еще попросили немного подождать. Пока охранники регистрировали делегацию, гости обсуждали известную теперь историю о мальчике-заключенном, который, благодаря Светлане Стасенко, стал настоящей кинозвездой.

Счастливая история произошла с простым парнем Васей Лыкшиным. Как говорится, не родись красивым, а родись счастливым — это как раз про него. Хотя жизненный путь Васи начинался с такого детства, которое никак счастливым не назовешь. Его мама до сих пор живет в холодном бараке а сам он еще будучи подростком, угодил в колонию строгого режима. За что? Сейчас это уже и не важно Главное в другом в том, что позволит ему в будущем стать успешным человеком. Не получив хорошего образования (он и среднюю-то школу не окончил), Вася, тем не менее, отличался от сверстников недюжинной сообразительностью и находчивостью. Никогда без дела не сидел — то что-нибудь починит, то разберет какую технику и обратно собирает. В общем, еще тот живчик! Быть может, окажись Вася в нормальной свободной жизни, он бы далеко пошел. Но какие перспективы открывает перед молодыми людьми тюрьма? Впрочем, Вася не унывал, и дождался-таки своего часа. Как-то в колонию, где Вася отбывал срок, заехала делегация кинорежиссеров. Заключенным показывали кино, а сами гости к ним внимательно присматривались, расспрашивали о том о сем: как им здесь живется, все ли хорошо… В тот день Вася впервые познакомился, так сказать, с настоящим кино. И день этот резко изменил его судьбу. Спустя какое-то время Васю вызвали в гости к режиссеру Светлане Стасенко. Режиссер была очень настойчива и добилась разрешения на временное освобождение Васи Лыкшина из-под стражи. Но для чего? Понятное дело, в кино играть: в массовке там или в эпизоде. Ан нет. Васю пригласили в кино… на главную роль! Больше Вася на зону уже не возвращался. Фильм «Ангел на обочине» получил множество наград на различных кинофестивалях, в том числе и международных. Вася стал путешествовать и продолжать сниматься в кино. В конце концов даже получил «Оскара» среди несовершеннолетних актеров. — Да, иногда такое бывает: людям без образования, без опыта жизни вдруг ни с того ни с сего крупно везет! — заметила одна из тележурналисток, — Просто парень очень талантливый и работящий, — ответила ей Светлана Стасенко, — Теперь участвует во многих проектах — в данный момент, например, озвучивает детский фильм. Он ходит в школу — правда, не всегда все получается — Интересно, куда же он потратил заработанные деньги? — пользуясь случаем, продолжали расспрашивать журналисты.

— Не поверите: купил маме стиральную машину-автомат и поставил в том бараке, где она живет, — отвечает Светлана смеясь, — Когда она работает, стены барака начинают судорожно трястись, так что кажется, вот-вот обвалятся.

Тем временем дверь с колючей проволокой отворяется, и нас встречает начальник колонии Борис Черноголовин: «Милости просим, гости дорогие, уж заждались!» Похоже, тонкий юмор работников колонии еще заставит нас рассмеяться. Как ни странно, но первым делом начальник колонии повел нас в зверинец.

— Зрители уже ждут в клубе, но давайте я вам пока нашего медведя покажу!

Трехлетний Майкл бил лапой по клетке, а потом вдруг стал бегать из стороны в сторону.

— Это он мясо почувствовал, что ли? — кто-то пошутил.

— Нет, мясом мы его не кормим, так — печенье, морковку даем, — покачал головой Черноголовин — Правда, красавец?

Для устрашения ли завели в колонии медведя или, наоборот, от большой любви к животным — в любом случае, говорят, скоро привезут и медведицу. Да и вообще, быть может, настоящий зоопарк откроется. Останется только водить в колонию на экскурсию омичей.

Заходим в кинозал, где нас давно уже ждут. Только отворяется дверь, как разом оборачивается несколько десятков голов. Светлана уже привыкла выступать перед заключенными, так что любопытные, пронзительные взгляды ее нисколько не пугают. Пара ребят в серой робе выносит для гостьи столик и стул, однако Светлана общается с аудиторией стоя. Многие ребята то и дело мотают головами от сцены к начальнику колонии и иже с ним — мол, когда кино-то покажут? Режиссер не стала долго говорить, лишь рассказала о Васе и пожелала каждому реализовать в жизни свои лучшие качества.

Начался фильм, ребята еще какое-то время оборачивались на гостей и начальника колонии, но потом так увлеклись, что по рядам пошло: «А ведь и правда, как в жизни!»

Вообще-то, кино на большом экране в колонии смотрят очень редко. Для этого сеанса из кинодосугового объединения киномеханик привез собственную аппаратуру. Зато здесь есть DVD. В каждом спальном корпусе стоит телевизор с диагональю 72 сантиметра и приличная стопка DVD-дисков. Здесь же небольшая библиотека с книгами по истории России, обществознанию и праву, рядом с Максимом Горьким на полке и сборник повестей Василя Быкова. Кстати, далеко не все фильмы можно смотреть на зоне. Если на коробке написано: «Для лиц старше 21 года» — на территорию колонии фильм не пропустят. Все остальные, включая гангстерские боевики, триллеры, смотреть можно.

— Но ребята в основном комедии смотрят! — говорит начальник колонии — «Бриллиантовую руку», «Приключения Шурика» — Вообще-то, у нас специальное время отведено для просмотра кинофильмов или телевизионных передач, — поведал журналистам Михаил Топовцев, один из заключенных, который пробыл здесь уже полтора года, а до освобождения осталось еще около двух лет.

На вопрос журналистов «Какие свои права ты хотел бы защищать»?» Михаил ничего не ответил. Да знают ли вообще ребята, которые находятся здесь, о своих правах? Но и этот вопрос остался без ответа.

По дороге из колонии Светлана заметила у дверей спального корпуса маленького котенка. Осторожно взяла его в руки. Котенок был такой маленький и худенький, что поместился у Светланы в ладошке.

— Ну я же говорила, что даже за колючей проволокой бывают такие чудеса, — улыбнулась режиссер — А вы здесь медведей разводите!

Начальник колонии все-таки нашел что ответить:

— Ну да, одни за медведем ухаживают, а другие вот — за котятами следят! Пожалуйста, вот вам право выбора.