СУДЕБНЫЙ РОМАН

Автор доказательства теоремы Ферма бывший генеральный конструктор "Полета" требует извинений от руководства ПО, стоят они дорого - 100 миллионов долларов

В понедельник, 5 сентября, областная Фемида вынесла вердикт по иску бывшего генконструктора Ильина к руководству производственного объединения «Полет». Судебные споры меж ними длятся четыре года. Последние три месяца в арбитражном суде слушалось дело о миллионе долларов.. По меркам космическим, сумма невелика, однако маячат за ней куда более крупные. И, может статься, в следующих частях эпопеи, а продолжение ее последует наверняка, добавится к миллиону еще пара нулей. Истец, как вы догадались, — тот самый «омский Ильин», удививший страну и ученый мир своим вариантом доказательства великой теоремы Ферма. Подвох в нем ищут сейчас эксперты из академии самолетостроения, институтов Келдыша и Стеклова. Пока никто из ученых, по словам Ильина, ошибки не обнаружил. Коллег смущает только, почему всё так просто. Однако подождем официального решения академиков.

ПОДСТАВА И ЗАСАДА

Что бы они ни решили, Ильин гением себя не считает. Человек он от мира сего Судьба доказательства волнует его сейчас гораздо меньше, чем тяжба с некогда родным предприятием. Как было замечено в статье «Человечество может расслабиться?» («Труд-7» от 17 августа с. г.), загадка ферма стала для Ильина лирическим отступлением в юридическом споре, не прерывавшемся четыре года подряд. И если она и вправду разгадана, то есть в этом некий таинственный знак: скорее всего, и родилась теорема в промежутках между судами — Ферма, как известно, был профессиональным юристом.

Отложив в сторону два листка доказательства теоремы, Ильин раскладывает на столе свой неоконченный судебный роман с «Полетом». Вещь воистину монументальная, исключительно документальная. Нервной энергии, потраченной на нее, академику хватило бы на разгадку десяти теорем.

История вкратце выглядит так. В конце 90-х аэрокосмическое объединение заключает контракт с компанией FAI (Final Analisis Incorporation) на запуск 4 ракет класса «Космос». В то время ее президентом был некто Нейдер Моданло. Личность широких взглядов, как позже выяснилось, — экономических и политических. Гражданин таких разных стран, как Америка и Иран. Натура противоречивая, двойственная. Владел почти половиной FAI, но на достигнутом останавливаться не мог, все время находился в поисках способов одурачивания компаньонов. Один из них — весьма тривиальный: отсканировал подпись Ильина, сочинил от его имени письма, обращенные к себе, любимому. Например, «Дорогой Моданло, благодарю Вас зато, что прислали мне 114,5 тысячи долларов». И таких посланий в свой офис отправил он больше двадцати, отчитавшись по ним перед совладельцами за 1,159 млн долларов.

Но эти бумаги их не устроили. Из Америки в Омск прилетел представитель FAI — за подтверждением поступления в ПО «Полет» данной суммы. И тогдашний генеральный директор подтвердил сей факт и устно, и письменно. Вот письмо на фирменном бланке: «Отправляем Вам копии расписок… на сумму 1 159 000 долларов». Это копии, снятые с «оригиналов» Моданло. Случай в бизнесе экзотический: руководство ПО доложило зарубежным партнерам о получении денег, коих в глаза не видело. Зачем? Ответом на этот вопрос стало поданное в те же дни заявление в прокуратуру — о присвоении Ильиным и его замом Захарчевым вышеназванной суммы. И прокурор возбудил уголовное дело.

В ту пору Ильин совмещал две должности — генконструктора ПО «Полет» и директора дочернего предприятия, образовавшегося из КБ, которое ранее он возглавлял. Законом такое совместительство не запрещалось. Впоследствии «дочка» от ПО отделилась и стала самостоятельным юрлицом — МИЦ (международный исследовательский центр) «Глория — Полет». Теперь Ильин руководит только им.

ВОЙНА В ПРАВОВОМ ПОЛЕ

Два года доказывал он свою невиновность. Признал ее Верховный суд, отменив решение районного и областного. Его зам до дня победы не дожил. Как говорит Ильин, утонул при невыясненных обстоятельствах. Он был спортсменом-разрядником, в том числе и по плаванию. Вдова уверена — сдало сердце. Ильин, став вольным покорителем космоса, дал слово себе, что добьется справедливости и взыщет с ПО все суммы, которые причитаются «Глории». А пользовался, судя по документам, «Полет» и «дочкиными» деньгами, и ее интеллектуальной собственностью. В разное время получил от нее 1 млн 44 тысячи долларов. Они и стали предметом трехмесячного разбирательства в областном арбитражном суде, которое завершилось в нынешний понедельник. Не в пользу Ильина — в иске ему было отказано. Хотя и признал «Полет» факт получения денег, но большая часть их за подписью Ильина перечислялась, когда он работал в ПО. А значит, был тоже заинтересован в их поступлении на предприятие — не лично, но как генеральный конструктор. Суд счел эти доводы убедительными.

Ильин подал кассационную жалобу в сибирский окружной арбитраж. А кроме того, готовит иск о защите права на интеллектуальную собственность. Тут, полагает, шансы у него стопроцентные, поскольку пользовался ею «Полет» и после расторжения с «Глорией» родственных уз. А документы, удостоверяющие это право, у Ильина имеются (всего в его послужном списке больше 50 авторских свидетельств).

МИЛЛИОН ЗА ИДЕЮ

Идея попутных запусков спутников, выдвинутая им и доведенная до ума, проста, как и его доказательство теоремы Ферма. Минобороны регулярно забрасывает в небо спутники военного назначения, в том числе и на ракетах «Космос». Александр Иванович обратился к руководству МО: можно, мы сядем к вам «на подсадку»? Если подсоединить к ракете-носителю еще один спутник, малогабаритный и низкоорбитальный, то он ее не обременит. Технически осуществить это не составляет труда: на космодроме в Плесецке отыскивается подходящее место, крепится там кронштейн и устанавливается дополнительный спутник — американский, шведский, мексиканский… Вся стоимость этих работ, включая изготовление опоры, не превышает 10 тысяч долларов. За запуск спутника «Файсат» «Полет» получил от иностранных партнеров около 800 тысяч долларов. За что? Исключительно за идею, принадлежащую Ильину и «Глории». ПО обязано было заключить с ней договор и перечислять проценты от запусков. В противном случае вступает в силу закон, согласно которому весь доход от контракта принадлежит владельцу авторских прав.

То же относится и к солнечно-синхронным орбитам, очень удобным для съемок поверхности Земли: спутник движется со скоростью ее вращения вокруг Солнца. Раньше выйти на них не удавалось, поскольку траектория запуска спутников не могла пересекать Берингов пролив, захватывая небесный свод над Аляской, Америкой и Канадой. Ильин добился этого разрешения через МИД и Госдепартамент США.

БЕЗУМНАЯ СДЕЛКА

Кстати, о США. На их территории в основном разворачивается действие главной части романа. Эта часть — наиболее интригующая. Подробно академик ее изложил в письме Владимиру Путину. И недавно из администрации президента пришел ответ, что оно передано на расследование в Генеральную прокуратуру.

Фабула такова. По контракту о запусках ракеты «Космос» FAI за каждый из них должна была заплатить «Полету» 20 миллионов долларов. Итого 80. Договорились так: 24 — «живыми» деньгами, 56 — акциями компании. И «Полет», получив их от Моданло в качестве предоплаты, ему же и передал ценные бумаги в доверительное управление. Сделка эта, похоже, от начала до конца была незаконной, потому как, по сути, представляла собой размещение российских средств за рубежом, а подобными операциями нельзя заниматься без разрешения Центробанка. А полетовцы его у ЦБ не испрашивали. Кроме акций, доверили они Нейдеру Моданло, по словам Ильина, и секретные материалы — чертежи ракеты «Космос», не разглядев в господине этом двойного дна — экономического и политического. Безоглядная доверчивость может обернуться для «Полета» крупными неприятностями.

Получив от него солидный пакет акций FAI, Моданло стал использовать его в личных целях — он давал ему вожделенное верховенство над компаньонами. Те, заметив, что иранец обводит их вокруг пальца, обратились к американскому правосудию. И оно отсудило в их пользу, кстати, не без помощи Ильина, 127,5 миллиона долларов. Моданло оказался в компании лишним. Кроме того, правоохранители США возбудили против него уголовное дело по факту передачи Ирану секретных сведений.

ИЗВИНИСЬ, А ТО ПРОИГРАЕШЬ

Новый владелец компании Михаэл намерен выставить иск «Полету» в лондонском суде на сумму 100 миллионов долларов. Так оценил он ущерб, причиненный FAI действиями руководства ПО в результате сотрудничества с Нейдером Моданло. Шансы на выигрыш у Михаэла, по мнению Ильина, велики. Если иск будет удовлетворен, «Полет», без сомнения, столкнется с большими проблемами.

Академик уверен, что исход разбирательства будет во многом зависеть оттого, на чью сторону встанет он… И он готов защищать предприятие, которому отдал тридцать с лишним лет жизни. И простить ему многое, если не всё. Но для этого оно должно такого прощения попросить у него и семьи его бывшего заместителя…