Что, впрочем, логично: иначе как чудом назвать победу столичного ЦСКА в одном из самых престижных турниров Старого Света нельзя.
В Омск Кубок УЕФА собирались привезти еще месяц-другой назад: руководители «Сибнефти», являющейся генеральным спонсором ЦСКА, хотели таким образом продемонстрировать всей стране — на что компания с 2004 по 2007 годы решила потратить 54 миллиона долларов. Немудрено, что после победы нового подшефного Роману Абрамовичу клуба, острые на язык болельщики стали именовать Кубок УЕФА «Кубком у.е.».
Желающих посмотреть на 15-килограммовый кубок из чистого серебра, несколько часов простоявший на стадионе «Динамо», набралось около тысячи. Церемонии «открытого доступа» предшествовал матч на кубок губернатора. По-видимому, для кого-то важнее именно этот трофей: если возле нехитрого по исполнению «главного футбольного трофея области» стояли люди преимущественно с большими звездочками на погонах, то творение итальянского мастера Бертони охраняли два щупленьких мальчишки из детской команды «Динамо». Кому что…
Кубок УЕФА в Омске, несмотря на малое количество болельщиков, пришедших на стадион, разве что не замироточил. Все сумевшие потрогать завоеванный ЦСКА трофей дружно отмечали, что почувствовали при этом нечто такое, что нельзя описать словами.
— Гордость за страну? — наивно предположил я в разговоре с одним из омских любителей футбола, студентом Александром Королевым.
— Ну… И это тоже, — смутился Саша, пришедший на стадион в футболке с фамилией одного из лидеров ЦСКА — Юрия Жиркова. — Но больше всего меня все-таки другая мысль поразила. О том, что прикасались к этому кубку сотни великих игроков.
Я хотел было добавить, что и десять тысяч таких, как Саша, болельщиков, за много лет залапали кубок настолько, что вряд ли отыщешь на нем сейчас отпечаток пальца, скажем, Джона Тошака, завоевавшего серебряную чашу в 1973 и 1976 годах в составе «Ливерпуля». Но, глядя на счастливое лицо студента, сдержался. Зачем портить человеку праздник?
— Черт возьми, после этого хочется играть в футбол! — обобщил свои впечатления мой собеседник.
Кубок УЕФА в качестве иконы сегодняшнего российского футбола еще год будет колесить по стране.
По той самой стране, в которой до сих пор вместо футбольных полей — огороды, вину за поражения сваливают на судей, а капитанскую повязку московского «Динамо» надевает португалец Манише, регулярно заявляющий в интервью: «Единственное, что держит меня в России, — деньги».
Страна еще год будет тискать трофей. Потом его придется отдать новому победителю. Если снова не случится чуда.