23 сентября утром в редакции раздался телефонный звонок.
— Послушайте, у нас в районе не понять что творится: школы закрыли, садики не работают, — звонила жительница Калачинского района. — Говорят, что водой люди отравились. Но мы уж и не знаем, кому верить. Все тайной покрыто. Хоть вы приезжайте, разберитесь. И людям расскажите… А то жить на старости лет страшно!
В тот же день корреспондент газеты «НОС» отправился за 85 километров в город Калачинск.
Массовые обращения в районную больницу начались в среду, 21 сентября, после обеда. К вечеру их число приблизилось к 50. Что характерно, среди заболевших не было ни одного взрослого. Маленькие пациенты жаловались на боли в животе, высокую температуру, диарею. В отдельных случаях течение болезни осложнялось рвотой.
Врачи забили тревогу. И уже в шесть часов вечера того же дня в администрации района начал работу оперативный штаб. Собравшиеся, среди которых были врачи СЭС, глава районного муниципалитета, представители ЖКХ, сотрудники комитета по образованию, приняли первое решение:
предупредить население об опасности.
— Инфекционный гастроэнтероколлит — таков предварительный диагноз врачей, — рассказал начальник отдела по делам ГО и ЧС администрации Калачинского района Евгений Памятничий.
Тем временем число заболевших росло. Так, в четверг к 9 часам утра в больницу обратились 70 человек, только двое из которых — взрослые. Возникает естественный вопрос: почему среди заболевших столько детей?
Главный врач СЭС Калачинского района Александр Поливин объяснил это так:
— Во-первых, детский иммунитет. Еще слабая и не всегда сформировавшаяся защитная функция организма. Во-вторых, психологический фактор. Когда заболевает взрослый, то, как правило, он лечится дома самостоятельно, лишний раз пытаясь избежать обращения к врачу. Я уверен, что среди заболевших ничуть не меньше взрослых. Но в больницу придут единицы — только те, кому действительно уже не справиться знахарскими рецептами и отварами.
В четверг коммунальные службы района провели гиперхлорирование воды.
— Калачинская вода требует не гипер, а гипер, гипер в третьей степени хлорирования, — утверждает коммунальщик Сергей. — Если бы вы там присутствовали, увидели бы… Мы хлор подаем, а он за секунду тут же на месте исчезает. Для эффекта, хоть мало-мальского, нужно такие объемы подавать, что ни одна техника не выдержит… А это так, профилактика.
В чем же все-таки причина столь массового отравления людей?
В субботу, 24 сентября, представители местной власти получили результаты бактериологических проб воды. Но они держатся в строгом секрете. Оглашать их, со слов чиновников, пока преждевременно.
— Сейчас мы ждем, когда будут готовы результаты анализов, взятых у пациентов. Пока единственное, что удалось установить стопроцентно, — источник инфекции, — пояснил Евгений Памятничий. — Предположения оправдались: носитель заразы обнаружен в воде.
Оправдались и домыслы самих калачинцев о том, что беда пришла из Воскресенки — той, что выше Калачинска. В районе этой деревни расположена насосно-фильтровальная станция, которая и дала сбой.
К 11 часам утра пятницы в больницу обратились 253 человека, 88 из них были госпитализированы. Среди пациентов был только один взрослый. Школы в районе работали в обычном режиме, детские садики закрывались лишь на один день.
— Работаем. Нас никто не закрывал. Вот списки — по классам собираем, кто из деток заболел, и по каким причинам на уроках отсутствует. Вот посмотрите, — показывает списки завуч общеобразовательной школы № 3 Надежда Барашенко. — Один человек, один. В 10 «А» — двое.
Могу сказать, ребят отсутствует относительно много. Начинаем выяснять — у каждого третьего ОРЗ. В школе не топят, пока сезон не начался. А дети поголовно болеют. Кроме кишечной инфекции, в школах простуда бушует.
В понедельник, 26 сентября, в районе начали массово делать прививки людям. Врачи ставят прививки бактериофага детям, школьникам, персоналу больниц и образовательных учреждений, сотрудникам предприятий пищевой промышленности Речь не о деньгах, конечно же. Но цифры говорят сами за себя — одна прививка стоит 150-160 рублей. Получается, что на экстренную вакцинацию населения Калачинска область уже раскошелилась на 3 миллиона рублей.
Больше 150 тысяч рублей уже потрачено на хлорирование районного водопровода. Сколько средств еще уйдет на его осушение, обследование и дезинфекцию. Сейчас силами местной милиции и сотрудников Роспотребнадзора проводится повсеместная ревизия водозаборных колонок райцентра: убираются несанкционированные врезки, чистятся колодцы.
Но почему все это делается только сейчас? Ведь проблема воды для Калачинска стара, как мир. То, что вода в районе ужасная и вряд ли на воду похожа, не отрицает даже районное руководство. За десять лет люди привыкли к ее зеленовато-желтому цвету. Никого из жителей давно не удивляет исходящий от водопроводной воды запах болота и скользкий, как тина, осадок на стенках домашних чайников и кастрюль.
Возле инфекционного корпуса районной больницы который день собираются толпы родителей. Через оконные форточки они в баночках передают детям домашнюю еду.
— Конечно, вода! Столько людей потравили. Я уверен, из фонтанчиков в школах пили. А там какая вода? Сырая, из Омки, — не сомневается Константин, отец 11 -летнего Гриши.
P.S.: Официальные данные, поступившие из Калачинска на момент сдачи газеты, неутешительны. К 8 часам утра 27-го сентября в районную больницу обратился 491 человек, 397 из них — дети Госпитализировано 106 человек. Как пояснил специалист Главного управления МЧС России по Омской области Виктор Авраменко: «На настоящий момент инфекция локализована. У 12 человек по результатам анализов выявлен возбудитель дизентерии Зонне. Инфекция стала следствием попадания фекальных отходов в водопроводную воду».
Прокуратурой Калачинского района по факту массового заболевания людей возбуждено уголовное дело.