ОМСКОЕ ДЕТСТВО ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА

ОМСКОЕ ДЕТСТВО ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА

Его "Девочка на фоне персидского ковра", "Царевна- лебедь" и "Гадалка" известны всему миру

Еще бы! Врубель умел создавать шедевры. И мало кто догадывался, что мастер родом из провинциального Омска. Назвали в честь деда.

Тем не менее, родился Михаил Врубель в Омске. Это случилось 5 марта (по старому стилю) 1856 года. Назвали будущего художника Михаилом в честь деда по отцу. Известно, что крестил его на тринадцатый день после рождения в крепостной Соборо-Воскресенской церкви настоятель церкви Стефаний Знаменский. К слову, этот человек тоже оставил о себе добрую память. В 1854 году он открыл в Омске школу, которая позднее была преобразована в первую женскую гимназию. Также его стараниями в нашем городе была собрана одна из лучших в Сибири духовных библиотек.

Рассказывают, что мать художника, Анна Григорьевна, была дочерью военного астраханского губернатора Григория Басаргина. А его отец, Александр Михайлович, служил у Басаргина адъютантом. Они приехали в Омск вместе с дочерью Анной в 1854 году после того, как Александр Михайлович получил новое назначение.

Здесь у молодой пары родились трое детей: Михаил, Екатерина и Александр. Но вскоре после рождения младшего сына в семье случилось несчастье. Сильно простудившись в январские морозы, Анна Григорьевна умерла от воспаления легких в возрасте двадцати пяти лет. Ее похоронили в Омске. Но где находится могила — неизвестно.

В то время Михаил Врубель был слишком мал, чтобы запомнить свою мать. Тем не менее, говорят, что художник сохранил в памяти одно воспоминание: больная мать в постели вырезала для него, сестры Анны и брата Александра человечков, лошадей и различные фантастические фигуры.

Сохранился и «омский» снимок семьи. Он был сделан уже после смерти Анны Григорьевны. На фотографии изображены Анна, Михаил, Александр Михайлович, Александр и Екатерина. Отец обнимает сыновей — Михаила и Александра. После смерти матери старшая сестра Анна стала для Михаила самым близким человеком. Он был очень привязан к ней. В свою очередь, Анна сохранила все письма брата к ней, а также собрала большой архив семьи брата и его жены. В 1921 году этот ценный архив вместе с «омским» снимком был передан в Русский музей.

Будущего художника увезли из родного города, когда ему не было и четырех лет. С тех пор он в нем никогда не был.

В КРЕСТНИКИ ПОЗВАЛИ РОДСТВЕННИКОВ

Принято считать, что первое » время после приезда в Омск семья Врубелей держалась особняком. Такой вывод, вероятно, был сделан на основании записей, найденных в метрических книгах Соборо-Воскресенской церкви, где Врубели крестили своих детей. Дело в том, что в крестники новорожденному Мише, а он был первым ребенком.

Врубелей, родившимся в Омске, позвали родственников из Астрахани. Покрестить Михаила сюда приехали муж сестры Анны Григорьевны (он был старшим адъютантом штаба главного командира астраханского порта) и бабушка по отцу (жена наказного атамана астраханского казачьего войска Екатерина Врубель). Крестить следующего ребенка — Екатерину — также приезжали родственники из Астрахани. И только в октябре 1858 года, когда родился Александр, его крестниками выступили весьма значительные люди, омичи: начальник штаба отдельного сибирского корпуса генерал-майор Александр Гинтовт и жена командира конно-артиллерийской бригады полковника Павла Морковникова — Александра. Вероятно, они были соседями или хорошими знакомыми семьи.

Также известно, что дружили Врубели в Омске с Капустиными и Гутковскими. Сибирский ученый Потанин писал о них: «Семейства Капустиных и Гутковских, состоявших в близком родстве между собой, были центром омской интеллигенции: в этих домах собирались образованные чиновники и молодые офицеры; тут можно было встретить офицера генерального штаба, художника, литератора, ученого-путешественника, заехавшего в Омск по дороге в Центральную Азию, или поэта, очутившегося здесь в качестве «невольного странника». Большая семья Капустиных, главой которых был Яков Семенович Капустин — начальник отделения Главного управления Западной Сибири, имела с четой Врубелей и дальние родственные отношения. Декабрист Николай Васильевич Басаргин, приходившийся родственником Анне Григорьевне, с 1846 по 1848 годы пробыл на службе в Омске, где состоял канцелярским служителем Пограничного Управления сибирских казаков. В этот недолгий период пребывания в Омске он женился на сестре выдающегося русского ученого Д. И. Менделеева Ольге Ивановне. Их старшая сестра Екатерина Ивановна была замужем за Я. С. Капустиным. Вполне понятно, почему семья Капустиных и их гостеприимный двухэтажный дом на Мокром, то есть в Мокринском форштадте (район современных улиц Баррикадной и Сенной), были особенно притягательными для четы Врубелей. Много лет спустя после смерти мужа Екатерина Ивановна Капустина переехала к своему брату Д. И. Менделееву в Петербург. Здесь она разыскала своих омских знакомых и, прежде всего, семейство Врубелей. Так Михаил Врубель в Петербурге вновь встретился и поддерживал добрые отношения со своими «старыми» друзьями из омского детства».

ДОМИК ОКНАМИ В САД

Для омичей до сих пор остается загадкой, где стоял дом, в котором родился будущий художник. По этому поводу существуют две версии. Известный омский краевед Палашенков считал, что семья Врубелей жила на углу современных проспекта Маркса и улицы Чкалова. Однако этот факт не подтвержден документальными источниками. А вот заведующая отделом русского и зарубежного искусства, хранитель фонда русской живописи областного музея изобразительных искусств имени Врубеля Ирина Девятьярова предполагает, что этот дом находился недалеко от Воскресенской церкви в крепости: либо в Мокринском форштадте (сегодня это территория между улицами Ленина и Краснофлотской, берегом Оми и улицы Гусарова), либо в районе Тарской улицы на территории крепости, где в те годы стояли обывательские дома. По мнению Ирины Девятьяровой, чтобы принять эту версию, достаточно вспомнить, что детей Врубели крестили в Соборо-Воскресенской церкви. Здесь же отпевали мать художника. А это значит, что они жили вблизи этого храма и согласно обычаям церковной общины были его прихожанами.

К сожалению, об омском периоде жизни Михаила Врубеля известно очень мало. В Омске не сохранился дом, где он появился на свет. Разрушен собор, где его крестили. Но, кто знает, может быть, те первые цветы, которые будущий художник увидел в Омске, или те фантастические образы, что рисовала ему больная мать, стали отправной точкой его удивительного творчества.