ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ И БЮДЖЕТНИКОВ

Вполне возможно, в скором будущем в Омске начнут выпускать первые отечественные электромобили

Идея создать двухместный мини-электромобиль с комбинированным двигателем принадлежит ученым Сибирской автомобильно-дорожной академии. «Это достойная альтернатива обычному автотранспорту, — считает директор инновационного научно-технического центра СибАДА Вячеслав Шалаев. — На модных и дорогих иномарках в городском цикле ездить крайне невыгодно. Они потребляют слишком много топлива. А наш электромобиль, наоборот, очень экономичен. Он расходует всего лишь 300-400 граммов бензина на 100 километров дорог».

«Вечерка» побывала в опытном цехе ИНТЦ, расположенном на территории ЗАО «Сатурн». Там сейчас полным ходом идут работы по сборке экспериментальной модели. Макетный образец электромобиля с рабочим названием «МЭМ» уже готов. Он даже успел побывать на последней выставке военной техники и вооружений. Диковинкой заинтересовались. Говорят, будущий электромобиль привлек внимание губернатора. Вместе с министром экономики Вдовиным он долго рассматривал изобретение и в конце концов похвалил: «Стоящее дело!» А одна из местных VIP-персон вполне серьезно пожелала стать первым покупателем. Оказалось, слишком большой загородный участок — пешком ходить тяжело…

Внешне макетный образец выглядит, честно говоря, неказисто. Этакий трамвайчик на колесах. Пассажирское сиденье расположено по диагонали.

«Просто мы торопились на выставку, — объясняет Шалаев. — Вот и пришлось собирать верх из подручных материалов. Настоящий электромобиль будет выполнен из металла и зеркального пластика — вполне респектабельно».

За основу силовой установки специалисты взяли двигатель внутреннего сгорания Д-49. Во время работы он генерирует электроэнергию и заряжает мощные батареи. Машина получает подзарядку даже на стоянках при включенном моторе, который работает в постоянном режиме и не испытывает нагрузок при разгоне. Вес электромобиля — около 350 кг. Максимальная скорость — 80 км/час. По словам конструкторов, машина легко управляема и весьма мобильна. Электромобиль способен развернуться на одном месте. По предварительным подсчетам, розничная цена необычного авто — 42-45 тысяч рублей. «Такая покупка вполне по карману обычной омской семье, — считают маркетологи. — Это идеальное транспортное средство для бюджетников, студентов и пенсионеров».

У ученых СибАДА грандиозные планы. Сборку экспериментальной модели планируется завершить до конца нынешнего года. Параллельно с этим в городе создается Ассоциация сибирских автостроителей. В нее войдут ОАО «Сатурн», ОКБ «Иртыш», СибАДА, Инновационный научно-технический центр и НПО «ДИВ». Если первый электромобиль пройдет ряд положенных испытаний и будет соответствовать мировым стандартам, ассоциация вплотную займется выпуском опытной серии в количестве десяти штук. Дальше — сертификация и лицензия на производство.

— Против нас играет только время, — считает Вячеслав Шалаев. — Если не действовать оперативно, идею вполне могут перехватить зарубежные производители. А такое бывало уже не раз. К сожалению, как всегда, все упирается в деньги…

Пока работы над экспериментальной моделью ведутся на средства Сибирской автомобильно-дорожной академии. Ученые надеются на победу в областном конкурсе «Лучший инновационный проект» и ищут инвесторов. Спонсор на «опытную серию» уже нашелся — один из местных крупных предпринимателей. Что будет дальше — покажет время.

Кстати, помимо электромобиля, у омских кулибиных немало интересных проектов. На «автомобиль-аэросани» и многофункциональное транспортное средство «автомобиль-корабль-самолет» макеты давно готовы. Работа над созданием дирижабля в городе ведется вообще несколько десятилетий. Однако разработки омичей заказчики по-прежнему игнорируют. «А спустя некоторое время мы знакомимся с каким-нибудь американским патентом и сильно удивляемся — один в один списано с нашего», — вздыхает Шалаев…