ЖДУТ ЛИ ОМСК "МАРШРУТНЫЕ" ВОЙНЫ?

ЖДУТ ЛИ ОМСК «МАРШРУТНЫЕ» ВОЙНЫ?

Проведения администрацией города открытого конкурса автоперевозчиков многие предприниматели ждали с нетерпением, проблема, что называется, давно назрела

Времена дикого рынка пассажирских перевозок породили огромное количество останов бендеров и калифов на час со всеми их стихийными маршрутами, липовыми лицензиями, документами и схемами, распечатанными на цветном принтере. И хотя этот маршруточный беспредел постепенно ушел в прошлое, с его последствиями еще только предстоит разобраться, чтобы рынок стал по-настоящему цивилизованным.

В такой ситуации открытый конкурс автоперевозчиков — первый шаг к наведению порядка. С этим никто не спорит. Другое дело — как он проводится? Все ли детали учтены его организаторами? Анализируя прохождение первых трех этапов конкурса, приходишь к выводу: не все так гладко…

ПРАВ ТОТ, КТО БОЛЬШЕ ОБЕЩАЕТ

Поясним читателям, что сам конкурс представляет из себя рассмотрение комиссией предложений предпринимателей по обслуживанию коммерческих маршрутов, изложенных в конкурсных заявках. И поскольку побеждает тот, кто делает самые выгодные предложения, заявка каждого предпринимателя является тайной за семью печатями. Предприниматель доверяет эту запечатанную в конверт тайну конкурсной комиссии, чтобы в означенный день она была оглашена публично вместе с заявками конкурентов. Только тогда и выясняется, кто смог предложить нечто такое, чего нет у других. И если это нечто к тому же помогает выиграть конкурс, проигравшим не остается ничего другого, как обижаться только на собственную недальновидность.

По идее, все так и должно было быть, если бы предпринимателям сначала объяснили в доходчивой форме критерии оценки, дали им время подумать, а затем собрали СРАЗУ заявки на все 102 маршрута. Претенденты при таком подходе прежде, чем сдавать свои заявки на конкурс, семь раз как следует подумали бы, все взвесили, отмерили. И только потом заполнили раз и навсегда свои заявки. Все. Дальше дело за фортуной. На то и конкурс.

Однако произошло почему-то иначе. Заявки предложили собирать по ходу прохождения этапов конкурса. Кусочками. Это привело к тому, что проигравшие свой маршрут конкурсанты стали чуть ли не под копирку составлять заявки на другие маршруты, корректируя свои предложения по заявкам победителей. Интрига исчезла, остался голый расчет. Раз победила заявка с тарифом в семь рублей, можно попробовать побороться за маршрут и с шестирублевым тарифом. Лишь бы удержаться в маршрутной сети. Так и выходит, что восьмирублевый тариф опускается постепенно до пятирублевого, и никто не задается вопросом, каким образом конкурсант сможет его удерживать, работая, по сути, себе в убыток?

Дальше — больше! Раз побеждают в конкурсе те, кто обещает щедро делиться с бюджетом своими доходами (пункт заявки 1.4.), значит, проигравшему никто не мешает в следующей заявке указать более крупную сумму отчислений с одной машины. Вполне приемлемая для предпринимателей сумма в тысячу рублей очень быстро доросла до 4 тысяч, а на третьем этапе конкурса подскочила аж до шести! И пределов этого роста не видно.

Опять же, наобещать в вожделении заполучить лакомый маршрут можно какую угодно сумму. Вопрос только в том, как потом ее выцарапать у предпринимателя, если она заведомо завышена до неподъемного уровня. Настолько, что не оставляет возможности перевозчику не только выполнить свои обещания по участию в социально значимых мероприятиях, помощи инвалидам и детям-сиротам, не говоря уже о мерах улучшения контроля и дополнительной безопасности перевозок, но и с кредитами рассчитаться, страховку выплатить, что-то семье оставить. Если это только декларация, зачем тогда превращать конкурс в ярмарку заведомо невыполнимых обещаний? Вполне вероятно, такой ситуации можно было бы избежать, собрав заявки на все 102 маршрута сразу, с условием предварительного разъяснения критериев оценки.

ЭТИ ЛУКАВЫЕ ЦИФРЫ И ОБЕЩАНИЯ…

Впрочем, немало вопросов возникает не только к организаторам конкурса, но и к его участникам. Порой складывается впечатление, что заявку они читали не очень внимательно. Как, к примеру, расценивать предлагаемый некоторыми предпринимателями тариф, если он в заявке указан двойными цифрами: 6 — 7 рублей или 7-8 рублей? Какой показатель при этом брать членам комиссии — нижний или верхний? И вообще, кому нужна такая заявка с непонятно каким плавающим тарифом?

То же самое происходит и с пунктом заявки по объему и условиям долевого участия предпринимателя в организации и содержании маршрута. Двойные цифры (2000-3000 или 3000-4000 рублей) наталкивают на мысль, что претендент еще до конца так и не определился, какую сумму он «потянет», если выиграет конкурс. Да и готов ли он к участию в конкурсе, когда у него есть лишь приблизительные предложения?

Много вопросов вызвали предложения некоторых перевозчиков по реализации социально значимых мероприятий для жителей города, в том числе по предоставлению льгот по оплате проезда на маршрутках. Согласитесь, нам как пассажирам маршрутных такси небезынтересно знать, что может предложить тот или иной предприниматель по улучшению своих услуг. Одно дело, если он просто отделается декларацией бесплатно обслуживать пожилых граждан старше 80лет(непонятно, кому взбредет в голову передвигаться по городу на маршрутке в таком преклонном возрасте!). Или напишет в этом пункте заявки совершенно циничное заявление: «Дети школьного возраста на 50% дешевле» (как на рынке работорговли). И другое дело, если предприниматель предлагает целый перечень льготных категорий граждан, которых обязуется обслуживать бесплатно и со скидкой в межпиковое время на выделенных в маршрутке для них местах.

С одной стороны — декларация, с другой стороны — конкретное предложение. Однако и то и другое оценивается одинаково. Есть предложение, а какое оно и что из себя представляет, на конечный результат не влияет. В итоге добросовестный предприниматель оказывается на одной планке с временщиком. Хорошо ли это?

Опять же, непонятно, зачем участие в социально значимых мероприятиях объединили с обслуживанием льготников? Для создания элементов уравниловки? Один регулярно помогает детскому дому и спортивной школе, причем на крупные суммы, а другой только заключил непонятно какой договор с детским садом, где находится его же собственный ребенок. Но оценивается их участие в социально значимых мероприятиях примерно одинаково.

И уж совсем вызывает недоумение, когда участники конкурса начинают перечислять в заявке свои прошлые благотворительные дела с приложением копий почетных грамот «еще тех времен» и благодарственных писем, не имеющих отношения к их нынешней коммерческой деятельности. Не ясно только одно: способен ли предприниматель продолжать в том же объеме, как и раньше, помощь малообеспеченным слоям населения. Об этом он в своей заявке умалчивает…

Все — таки такой документ, как конкурсная заявка, должен в самой своей форме пресекать элементы лукавства конкурсантов, чтобы у них не было соблазна вводить в заблуждение членов конкурсной комиссии.

САМОЕ ОПАСНОЕ

Конечно, коррективы в условия конкурса еще не поздно внести. Но далеко не факт, что подобное наведение порядка в маршрутной сети приведет к желаемым результатам. Если сегодня предприниматели, проигравшие по конкурсу свои накатанные долгими годами работы маршруты, заявляют публично, что не уйдут с них, какое «светлое будущее» нас ждет? Война на маршрутах?

В приватной беседе представители силовых органов говорили, что законного рычага воздействия на потерявшего по итогам конкурса свой маршрут предпринимателя у них пока нет. Пока? Дай бог, чтобы уже в самом ближайшем будущем такой рычаг появился. Причем именно на законном основании. Ведь сразу встает в памяти вполне реальный случай сожжения двух «Газелей» претендента, выигравшего маршрут. А потом его личную машину облили кислотой, недвусмысленно предупреждая тем самым о дальнейших мерах воздействия… Такого «порядка» нам, конечно, на маршрутах не нужно.