В среду, 2 ноября, на территории ФГУ «Омскводпуть», где ремонтируются и стоят на зимовке речные суда, перевернулся подъемный кран РДК-25.
Каждый год после окончания навигации сотрудники предприятия «Омский район водных путей» убирают бакены, ставят на прикол суда.
В тот день проводились работы по подъему из воды маломерных судов — катеров и лодок.
— Их с реки убирают, чтобы не обмерзли. Лед же давит — может корпус повредить, пробоину нанести, — пояснил мне работник предприятия Петр.
Последним из воды поднимали 16-тонный катер омской таможни. Зацепив груз, кран пошатнулся, накренился вправо и… перевернулся на бок. Кабина, где сидел машинист, опрокинулась на железные ограждения пирса. В секунды она превратилась в раскуроченный кусок лома. А самого машиниста зажало между стенкой кабины и турникетом пирса. Смерть была мгновенной.
В 16.15 оперативный дежурный ПСС передал вызов: «На территории РВП в кабине крана РДК зажат машинист». Команда поисково-спасательной службы из четырех человек тут же выехала на место.
— Там уже работали врачи «скорой». Они констатировали факт смерти машиниста, — рассказывает спасатель ПСС I класса Павел Ферулев.
Специалисты ПСС приступили к обследованию места. Работали в страховочной обвязке. Существовала опасность того, что площадка пирса может перевернуться вместе с краном. Нужен был большегрузный подъемник.
— Я лично полез в кабину. Осмотрел все внутри и снаружи. Решили, что без среза площадки и турникета не обойтись. Достать погибшего из кабины было практически невозможно, — говорит Павел Евгеньевич.
Вечером к берегу подогнали катера и кран КАТО. Стрелу обрезали и только тогда кран поставили на гусеницы.
Мощность подъемного крана РБК-25 позволяет поднимать грузы весом до 25 тонн. Перевернувшийся кран прослужил хозяйственным нуждам предприятия больше четверти века. И за все это время сбоев не давал. Последний технический осмотр датируется 1 б мая 2005 года.
— Так, может, он просто старый? — поинтересовалась я у знающих людей.
— Да нет… мощности позволяют, — пояснил капитан судна «Пингвин» Александр Николаевич. — Мог бы еще работать.
На месте трагедии работает ведомственная комиссия.
— Сейчас все, конечно, спишут это нелепое совпадение! Все же катера нормально подняли, а последний чуть потяжелее, дернул… и потянуло его в сторону. В таком деле нескольких сантиметров достаточно. Просел грунт, например, на 10 сантиметров под одной из гусениц, кран пошатнуло и опрокинуло. Крановщик не виноват. Он свое дело знал. Больше 15 лет на предприятии проработал, — рассказывал тот же рабочий Петр.
За официальным комментарием я обратилась в транспортную прокуратуру г. Омска. — На следующий день, 3 ноября, наши сотрудники начали проверку. Сейчас на месте работает комиссия, — комментирует помощник прокурора Елена Боярских. — Специалисты должны вынести заключение. По его результатам прокуратурой будет принято решение.