25 октября на омской страничке газеты «Комсомольская правда» появилась заметка «Придет ли в Омск вторая волна птичьего гриппа?». Газета, обеспокоенная падежом домашней птицы в Челябинске и Туле, обратилась к омским специалистам. «Омичам птичий грипп совершенно не угрожает, — заявил корреспонденту «КП» заместитель начальника Главного управления ветеринарии Омской области Нигматула ИСЛЯМОВ. — В Омске уже месяц как снят карантин по птичьему гриппу. А в Челябинске и Туле домашняя птица скорее всего заразилась от диких уток. Виной всему — открытие охотничьего сезона… Из Омской области дикая утка уже улетела, это любой охотник подтвердит».
Через два дня после этого заявления новосибирская лаборатория обнаружила в пробах из деревни Ротовка Русско-Полянского района, где накануне пало 60 кур и петухов, птичий грипп.
Все произошло по той же схеме, что и летом. Тогда, 3 августа, тот же самый Нигматула ИСЛЯМОВ сообщил в интервью газете «НОС»: «Могу заявить официально: птичьего гриппа у нас нет. Это доказано независимой экспертизой, сделанной в трех инстанциях, в том числе и в Москве» («Так был ли птичий грипп?»). 4 августа из Новосибирска пришло подтверждение: грипп есть!
Так что вырисовывается вполне определенная закономерность: заявляют специалисты от ветеринарии, что все в порядке, надо непременно готовиться к худшему. Более того, в пятницу главный ветеринарный инспектор Омской области Василий МАЛОШЕВИЧ заявил газете «Коммерсанть-Омск»: анализы погибшей птицы позволили идентифицировать вирус как A/H5NI, особо опасный для жизни человека». («Карантин закрыл Готовку»). По данным Роспотребнадзора по Омской области, «всем жителям села, а это более трехсот человек, сделаны прививки от обычного гриппа. Бригада медиков осматривает всех сельчан, у которых появляются симптомы респираторных заболеваний» («Коммерсантъ — Омск» от 29 октября).
Подробности карантинных мероприятий в Ротовке дает «Комсомольская правда в Омске»: «Ветеринарные врачи раскинули в селе между дворами мешки, набитые промоченной в дезрастворе соломой, и на три раза обработали раствором жилые дома владельцев погибших птиц, курятники и дворы» («В Русской Поляне подтвердился птичий грипп»). Предосторожности эти отнюдь не лишни. На прошлой неделе, во вторник, в Совете Федерации как раз обсуждался вопрос «о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации». Там упоминалось о том, что эпидемия испанки, которая возникла, как предполагают ученые в результате мутации птичьего гриппа, унесла в 1918-1919 годах от 25 млн до 50 млн человек.
Главсанврач России Геннадий ОНИЩЕНКО обнародовал перед сенаторами прогноз по птичьему гриппу на весну 2006 года: «По весне птица покинет Южное полушарие и вновь вернется в Западную Сибирь, причем вариант штамма вируса, который птица принесет с собой, может быть более высокопатогенным для человека, чем сейчас»… В связи с этим ОНИЩЕНКО распорядился «с особой тщательностью подготовиться к обычному гриппу… Создать стратегические запасы препаратов и на всякий случай подготовить 300 тысяч мест в палатах интенсивной терапии». («Птичий грипп добрался до Совета Федерации» — в газете «Коммерсанъ» от 27 октября).
Лишь в областных официальных газетах по поводу птичьего гриппа — тишина. 26 октября «Омская правда», «Омский вестник» ни словом не упоминают о падеже птицы 20 октября в Русской Поляне, а в номере «ОП» от 28 октября — нет информации об уже подтвержденном факте наличия птичьего гриппа в Ротовке. Все хорошо, прекрасная маркиза!