ЛЕСА ВЫРУБЯТ И ЩЕПКИ ПОДБЕРУТ

Пока областное правительство "изыщет" деньги для их сохранения

3еленым массивам нашей области сегодня угрожает серьезнейшая опасность. Идет массовая вырубка лесных угодий в лесостепной и степной зонах региона. По изменившемуся законодательству эти леса, которые были собственностью колхозов и совхозов, а потом стали бесхозными, с нынешнего года должна содержать областная власть. Но она никак не может найти деньги на создание нужной структуры. По официальным данным, на территории региона двадцать лесхозов Федерального агентства лесного хозяйства, которые и раньше были государственными. А также четырнадцать сельских лесхозов, по идее, принадлежащих филиалам областного ФГУ «Омсксельлес» и занимающих площадь в два миллиона гектаров — примерно треть от всех омских лесов. Как говорит Сергей Еремин, заместитель руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области, незаконные порубки сельских лесов скоро могут привести к их полному уничтожению в южных районах. Недавно специалисты Росприроднадзора провели выборочные проверки таких угодий в Любинском, Марьяновском, Полтавском, Москаленском, Таврическом, Нижнеомском, Кормиловском, Калачинском районах. И всего за несколько дней обнаружили массу самовольных порубок, общий объем которых больше 900 кубометров, а сумма ущерба — 4,5 миллиона рублей. Материалы проверок экологи передали в милицию, а в письмах, отправленных в областное правительство, попросили организовать временную охрану лесов. Однако региональная власть мер пока не приняла — нет денег.

Селяне давно прочувствовали разницу. И предпочитают воровать дровишки в бесхозных лесах, обходя стороной государственные угодья с лесниками. Кое-где сами руководители хозяйств решают проблемы агропрома с помощью «ничейных» лесов. Так, в Полтавском районе некоторые директора хозяйств разрешили нарубить дров в счет зарплаты. В этом районе, как подсчитали в Росприроднадзоре, если незаконные порубки будут продолжаться прежними темпами, все леса, которых очень мало, могут истребить за восемь месяцев, максимум — за год. Аналогичная ситуация в Москаленском и Таврическом районах. Те деревья, которые не успеют вырубить люди, может доесть непарный шелкопряд. Прожорливые гусеницы облюбовывают в первую очередь как раз сверх меры прореженные леса.

А вот с лесами на территориях городских поселений, в том числе Омска, пока вообще полный беспредел. Нормативная база о передаче их муниципалитетам только готовится. Между тем на территории Омска 12,5 тысячи гектаров лесов, которые нещадно истребляются и захламляются. Этому способствует то, что сейчас в городе нет органа, дающего разрешение на вырубку деревьев. В итоге зеленые насаждения сплошь и рядом выкорчевывают, чтобы построить коттеджи, автостоянки или гаражи. Больше всего таких нарушений возле агро-университета и по улице Волгоградской на Левобережье.